ЕЛИЗАВЕТА ФЁДОРОВНА - Страница 15

В России искусством светописи занимались поставщики двора Елизаветы Фёдоровны фотограф Даниил Михайлович Асикритов (с 1900 г.) и германский подданный Карл Андреевич Фишер (с 1910 г.). Фотограф дирекции императорских театров Карл Иванович Бергамаско в своём ателье на Невском проспекте в 1884 г. сделал три снимка Елизаветы Фёдоровны и фотографию её с супругом. В 1890 г. Елизавета Фёдоровна и цесаревич Николай Александрович участвовали в домашнем спектакле «Евгений Онегин», в дневнике наследника отмечено, что всё закончилось съёмкой у К.И. Бергамаско. Известны две фотографии Елизаветы Фёдоровны и великого князя Николая Александровича в сцене объяснения между Татьяной и Евгением Онегиным и фото великой княгини в роли Татьяны в профиль. Последняя съёмка у К.И. Бергамаско состоялась в 1894 г.: великая княгиня Александра Фёдоровна, принц Эрнст Людвиг и Елизавета Фёдоровна в пальто на фоне рисованного зимнего леса. В феврале 1903 г. Елизавета Фёдоровна в княжеском наряде XVII в. была запечатлена Д.М. Асикритовым на костюмированном балу в Зимнем дворце. Известны также фотографии Василия Григорьевича Чеховского, Анаклета Пазетти, Д. Веймера, П. Орлова, Е.А. Горнштейн и др. Как полагают исследователи, фотопортрет с подписью Елизаветы Фёдоровны 1898 г., судя по деталям костюма (лилия из алмазов на голове, ветка лилии в руках) связан с любительским спектаклем, поставленным в доме московского генерал-губернатора 11 февраля 1898 г. (пьесы «Лилия» Альфонса Доде, «Романтики» Эдмона Ростана и др.). Образ напоминает работу Фёдора Ивановича Рерберга 1898 г., хранившуюся у Зинаиды Николаевны Юсуповой, которая принимала участие в спектакле. Елизавета Фёдоровна присутствовала на спектакле в костюме Марии Антуанетты, которой посвящена пьеса «Лилия». В 1880 гг. З.Н. Юсупова приобрела для своей коллекции фотографию Елизаветы Фёдоровны английского мастера Х. Мендельсона. Один из ранних известных живописных портретов Елизаветы Фёдоровны (на пейзажном фоне вполоборота вправо, поколенно, в белом платье, с цветущей веткой в руках) выполнен в 1885 г. немецким художником Карлом Фердинандом Зоном (Государственный Эрмитаж). В начале XX в. Елизавета Фёдоровна заказала Фридриху Августу фон Каульбаху, который был её любимым художником, свой портрет в одеждах Елизаветы Тюрингской (погрудное изображение в технике пастели – Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Павловск»). Сохранились фототипии К.А. Фишера, которые Елизавета Фёдоровна дарила на рождественскую ёлку 1905 г. На открытках (экземпляры в частном собрании) воспроизводился и другой её портрет (в рост, с розой в руке), написанный Ф.А. фон Каульбахом для дома генерал-губернатора (местонахождение неизвестно, имеется фотография Франца Ханфштенгля, частное собрание). На портрете 1901 г. работы Виктора Карловича Штенберга (Третьяковская галерея) Елизавета Фёдоровна изображена в профиль, поколенно, в розовом платье и с розой, приколотой на груди (первоначально считался портретом императрицы). Один из ранних портретов Елизаветы Фёдоровны хранится в собрании Александровского подворья в Иерусалиме.

 



 
PR-CY.ru