ЕГОРОВ Егор Егорович

ЕГОРОВ Егор Егорович (1862–1917 гг.) – купец второй гильдии, деятель московской Преображенской общины старообрядцев-федосеевцев, собиратель древнерусских икон, рукописных и старопечатных книг, предметов богослужебной утвари. Из семьи потомственных старообрядцев, происходивших из города Рыбинска Ярославской губернии. Дед Е.Е. Егорова Константин Егорович открыл в Москве торговлю продовольственными товарами, затем трактир в Охотном ряду. В 1825 г. был записан в купеческое сословие, вскоре стал видным деятелем федосеевской общины на Преображенском кладбище. В середине XIX в. за активную старообрядческую деятельность был сослан в Пензу, где и умер. Его дело унаследовал сын Егор Константинович, который также играл важную роль в жизни Преображенской общины. В середине XIX в. женился на Феодоре Косичкиной, происходившей из московской старообрядческой семьи, у супругов родились дети: Егор, Екатерина и Елизавета. После смерти отца в 1887 г. Е.Е. Егоров унаследовал дело, но через год продал его московскому купцу С.С. Уткину и посвятил себя коллекционированию памятников древнерусской и старообрядческой истории и культуры, желая сохранить их для старообрядцев. Во второй половине XIX в., после запрещения в 1856 г. старообрядческого богослужения, среди последователей «старой веры» активизировалось собирательство икон и книг «дониконовского» времени, имевшее главной целью устройство тайных моленных. Такая моленная с книгами и утварью, собранными дедом и отцом Е.Е. Егорова, существовала и в доме Егоровых в Салтыковском пер. (ныне Дмитровский пер., д. 3). Е.Е. Егоров тратил на коллекционирование значительные суммы, был знатоком русской церковной старины, в его библиотеке, насчитывавшей около 30 тыс. изданий, большое место занимали справочники, каталоги и альбомы по древнерусскому искусству и палеографии. Е.Е. Егоров, как и его дед и отец, принимал участие в старообрядческой жизни, которая активизировалась в России после издания манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» (1905 г.) и указа «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин» (1906 г.), легализовавших старообрядческие организации. В 1907 г. была зарегистрирована московская федосеевская община Преображенского кладбища, членом которой являлся Е.Е. Егоров; в качестве представителя прихожан принимал участие в заседаниях совета общины, был одним из крупных благотворителей Преображенского богаделенного дома. В 1900–1917 гг. присутствовал на съездах беспоповцев, на собраниях старообрядцев в Москве, в Казани, в селе Воскресенском Саратовской губернии и др. Е.Е. Егоров имел авторитет знатока Священного Писания, истории церкви и старообрядчества, древнерусской и старообрядческой книжности и иконописи. Он отказывался от поступавших ему предложений о продаже своего собрания или его частей (такие предложения поступали от Алексея Викуловича Морозова, Николая Александровича Бугрова и Дмитрия Васильевича Сироткина, Российского Исторического музея (с 1921 г. – Исторический музей), Русского музея в Петрограде, от общины Рогожского кладбища в Москве и др.), желая, чтобы оно стало собственностью Преображенской общины. Коллекционер неохотно допускал исследователей к собранию, при его жизни с принадлежавшими ему рукописями могли ознакомиться лишь Сергей Алексеевич Белокуров, Григорий Петрович Георгиевский, Василий Григорьевич Дружинин, Николай Петрович Лихачёв.

 



 
PR-CY.ru