ЕГОРОВ Егор Егорович - Страница 5

В архиве сохранились записи Е.Е. Егорова о старообрядческой жизни, преимущественно Преображенской общины, в 1906–1917 гг., копии протоколов старообрядческих съездов, копии переписки Е.Е. Егорова, завещания Е.Е. Егорова и др. В его собрании кириллических книг было представлено большинство изданий, напечатанных на Московском Печатном дворе в XVI–XVII вв., имелись также издания литовских, белорусских и украинских типографий XVI–XVIII вв. с преобладанием киевских. Значительное место в собрании занимали богослужебные книги, изданные в старообрядческих типографиях в конце XVIII – начале XIX в. в посаде Клинцы Черниговской губернии. Многие книги имеют вкладные и запродажные записи (Евангелия московской печати 1637 и 1644 гг. сохранились в окладах). Особо ценным в коллекции исследователи считают «Памятник нижегородской печати 1613 г.» – первое русское печатное публицистическое произведение светского характера (посвящено Смутному времени), известное в единственном экземпляре. Его автор – Никита Фёдорович Фофанов, ранее работавший на Московском Печатном дворе, между 5 января и 17 декабря 1613 г. устроил типографию в Нижнем Новгороде. «Памятник...» представляет собой тетрадь из шести листов, приплетённую к Евангелию Учительному, напечатанному в Вильно в типографии Василия Михайловича Гарабурды около 1582 г. В основу коллекции икон и предметов мелкой пластики легли иконы, доставшиеся Е.Е. Егорову от деда и отца. Собрание было пополнено благодаря покупкам у антикваров на ярмарках в Нижнем Новгороде и в других поволжских городах. Собрание Е.Е. Егорова включало иконы московской, новгородской и строгановской школ, образы афонского письма. Коллекция насчитывала около 1,2 тыс. живописных произведений и свыше 60 резных каменных и медных икон, крестов и других предметов мелкой церковной пластики. Среди наиболее интересных произведений – икона Преображения Господня московской школы, имевшая «рублёвскую легенду» и датированная условно 1425 г.; икона Нерукотворного образа Спасителя «Мокрая брада» первой половины XVI в. московской школы; Иерусалимская икона Божьей Матери XV в. московской школы; Корсунская икона Божьей Матери (Ярославская оплечная) со святыми на полях новгородской школы второй половины XVI в., а также образы московского письма первой четверти XVI в.: равноапостольного князя Владимира и князей Бориса и Глеба с Житием на полях; двухсторонняя таблетка новгородской школы конца XV – начала XVI вв. с изображением Страстей Христовых; деисусный чин, как полагают исследователи, афонской школы XV в.; двухсторонняя таблетка московской школы с изображением праздников триодного цикла и др. В собрании Е.Е. Егорова имелся приписываемый Истоме Гордееву трёхстворчатый складень строгановского письма начала XVII в. (сохранился средник и левая часть) – своего рода походная церковь. Наиболее древние каменные иконы в коллекции Е.Е. Егорова датируются XIII–XV вв. В собрании также были представлены предметы лицевого шитья.



 
PR-CY.ru