ЕВФРОСИН, Елеазар - Страница 14

В числе избранных святых фронтальная фигура Ефросина со свитком помещена на прориси с иконы XVI в. (вместе с Василием Блаженным и Ионой Новгородским). На прориси с образа XVII в., который, согласно надписи на обороте, принадлежал псковскому иконописцу С.Р. Кудецкому, предположительно Ефросин (с ошибочной поздней надписью: «Макарий») предстоит в молении Коневской иконе Божьей Матери за святителями Иоанном Златоустом, Григорием Богословом и Василием Великим. По мнению исследователей, такая иконография, связанная с посвящением главного собора обители, сложилась в стенах Елеазарова монастыря, хотя известны и её старообрядческие повторения. В церковном искусстве XIX – начала XX в. образ Ефросина встречается в иконописи и монументальной живописи. Исследователям известна нагробная икона святого («гробовая доска») второй половины XIX в., находящаяся в настоящее время на восточной стене придела Рождества Богородицы Трёхсвятительского собора Елеазарова монастыря. Ростовое прямоличное изображение выполнено в традициях академической живописи: Ефросин с длинной седой бородой, в схиме, с прижатой к груди десницей и развёрнутым свитком с текстом молитвы в опущенной левой руке («Помощника имуще Г(оспо)да не убоимся...»). В притворе придела во имя Елисаветы Фёдоровны собора на восточной стене – образ Ефросина и преподобного Серапиона, поддерживающих икону Божьей Матери Одигитрии (Цареградская?), на фоне лесного пейзажа с церковью (конец XIX – начало XX в.). Ефросин с Цареградской иконой Божьей Матери в руках (в типе Коневской) изображался на иконах избранных Псковских чудотворцев, учеников Ефросина (конец XIX в., церковь Святого Духа погоста Толбицы под Псковом). Образ Ефросина был введён в ряд русских святых в росписи 1870 гг. художника Виктора Доримедонтовича Фартусова по эскизам Николая Андреевича Лаврова в приделе князя Александра Невского храма Христа Спасителя; в группу подвижников XV в. в стенописи галереи, ведущей в пещерную церковь Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись конца 1860 – 1870 гг. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 1970 гг.); в мозаичное убранство интерьера храма Воскресения Христова (Спас на Крови) в Санкт-Петербурге (1883–1907 гг.) на северной стене в верхнем ярусе (художник Фирс Сергеевич Журавлёв). В программу росписи псковской церкви Покрова Пресвятой Богородицы от Торга, выполненной масляной живописью в академической манере в последней трети XIX в., тоже включён образ Ефросина: расположенное в верхнем ярусе свода арки при входе в храм, среди псковских подвижников (княгини Ольги, князей Всеволода и Довмонта, Николая Саллоса, мученика Иоасафа Снетогорского и Саввы Крыпецкого), изображение является поясным вариантом нагробной иконы из Елеазарова монастыря с небольшими отличиями (ладони скрещены на груди, на левой – чётки).

 



 
PR-CY.ru