ЕВФРОСИН, Елеазар - Страница 13

Облик Евфросина в среднике традиционен: борода длинная, окладистая, сужающаяся на конце, с проседью (но нераздвоенная), обрамляющие лоб волнистые волосы, монашеское облачение – тёмно-коричневая мантия, охряная ряса, сине-зелёная епитрахиль и куколь на плечах, десница поднята в молении перед грудью, в левой руке свиток. На клеймах преподобный изображён в зелёном исподе и тёмном округлом куколе, с ниспадающей прядями, острой бородой, в одном из сюжетов без куколя. Ведомости Крыпецкого монастыря 1764 г. подтверждают происхождение иконы из собора во имя апостола Иоанна Богослова: она находилась «на левой стороне подле царских врат». Храмовый образ был богато украшен: «...У преподобного Евфросина крест за слудою обложен сребром резным золочёным, около ево и на возглавии осмь жемчужин средних да три бирюзы, два хрусталика. Оной крест на цепочку сребреной грановитой, наконешники сканные золочёные, две прониски сканных же золочёных». После закрытия монастыря в 1918–1923 гг. образ хранился в моленной поморского согласия при доме купца-старообрядца Петра Денисовича Батова, в 1925 г. он поступил в собрание Псковского историко-архитектурного музея. В убранстве храма в 1764 г. имелась ещё одна, как полагают исследователи, более древняя икона в алтаре над царскими вратами с изображениями тех же святых, предстоящих образу Божьей Матери «Знамение» «во облацех», но без житийного цикла. Помимо старообрядческой среды особое почитание Евфросина и распространение его икон связаны преимущественно с псковскими монастырями. В источниках XVII в. встречаются скупые сведения: в Переписной книге Псково-Печерского монастыря 1652 г. числится только одна икона-пядница Евфросина: «...Образ преподобные Ефросин Псковский, в облаце Спсъ, обложен серебром венцы резные». В церкви Николая Чудотворца в селе Маслогостицы (Мыслогостицы, ныне Серёдка Псковского района и области), принадлежавшем псковскому Иоанно-Предтеченскому монастырю, в 1675 г. псковский иконописец Феодот Матвеев (с 1676 г. работал в Оружейной палате, выполняя иногда заказы для Пскова, например, в 1691 г. – большую икону «Избранные святые» для Троицкого собора, Псковский историко-архитектурный музей) написал Мирожскую икону Божьей Матери с Никандром Псковским и Ефросином (местонахождение неизвестно; Ефросин ошибочно назван Ефремом Псковским в книге: Кочетков. Словарь иконописцев). На иконе «Избранные святые» первой половины XVII в. (частное собрание, спилок многочастного произведения?) Ефросин, с благословляющей двуперстно десницей и со свитком в левой руке, с длинной («доле персей»), раздвоенной на конце бородой, изображён вместе с царевичем Димитрием Угличским, Кириллом Белозерским, святителями Стефаном Сурожским, Ионой Новгородским, Стефаном Пермским, Петром Ордынским.

 



 
PR-CY.ru