Словарь по христианству Е ЕВФРОСИН, Елеазар

ЕВФРОСИН, Елеазар

ЕВФРОСИН, Елеазар (около 1386 – 1481 гг.) – Псковский, основатель Елеазарова во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста монастыря, преподобный (память 15 мая, в третью Неделю по Пятидесятнице – в Соборе Псковских святых). Сведения о Евфросине содержатся в разных редакциях его Жития, а также в составленном им Уставе. Древнейшей является первоначальная редакция Жития, написанная неизвестным автором раньше 1510 г. и сохранившаяся в списке XVI в. Автор этой редакции не соблюдает агиографических канонов, подробно излагая лишь историю споров Евфросина о пении аллилуия с бывшим псковским священником («распопом») Иовом. Поскольку произведение является не столько Житием святого, сколько трактатом в защиту двоения аллилуии, Валентина Ильинична Охотникова вслед за автором текста называет его «Повестью о сугубой аллилуии». В 1547 г. по настоянию монахов Трёхсвятительского Елеазарова монастыря в связи с готовившейся канонизацией Евфросина псковский священник Василий (Варлаам) в соответствии с агиографическими канонами написал новую редакцию Жития Евфросина. Сведения о нём из «Повести о сугубой аллилуии» священник Василий разместил в немного изменённом порядке и дополнил. Жизнеописанию святого предшествует вступление, которое почти дословно совпадает со вступлением к Житию Димитрия Прилуцкого. В «Повести о сугубой аллилуии» отсутствуют сведения о жизни Евфросина до его прихода на реку Толву (Толбу), в редакции священника Василия жизнеописание святого начинается с главы «О рождении блаженного отрока», в которой повествуется о его семье, об обучении грамоте, о принятии пострига в псковском Снетогорском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре, об основании пустыни рядом с Толвой. Дальнейшее повествование в редакции священника Василия является переделкой «Повести о сугубой аллилуии», однако есть дополнительные рассказы: «О умножении брашен» и «О умножении рыб», а также рассказ об учениках Евфросина, который завершается главой «О Филарете черноризце». К имеющимся в «Повести о сугубой аллилуии» четырём чудесам священник Василий добавил 15. «Повесть о сугубой аллилуии» завершается посланием Евфросина к духовенству псковского кафедрального Свято-Троицкого собора, а редакция священника Василия – Похвальным словом святому. Редакции Жития Евфросина расходятся в рассказе о его путешествии в Константинополь. Автор «Повести о сугубой аллилуии» пишет о том, что Елеазар (Евфросин) побывал там в юности. В редакции священника Василия Евфросин отправился в Константинополь после устроения монастыря. В.И. Охотникова выделяет первоначальный и основной виды редакции священника Василия. Главное отличие между ними исследователи видят в том, что в первоначальном виде нет даты прихода Евфросина в пустынь на реку Толве. Елеазаровский вариант первоначального вида характеризуется тем, что в нём перечислены имена монахов, побудивших священника Василия взяться за написание Жития Евфросина, а также особенностями упоминания в тексте имени священника Василия: первоначально в Житии оно не было названо, и переписчики вставляли его произвольно.

 



 
PR-CY.ru