ЕВФРОСИН, Елеазар - Страница 12

Судя по описанию, состав клейм на раме, в которую был помещён древний образ Богоматери, повторял житийный цикл иконы преподобного. Житийная икона Евфросина упоминается в литературе середины XIX в. как стоящая «у правой стены Трёхсвятительского храма над гробницей преподобного… большая икона, на коей… в лицах изображены неверные рассказы клирика Василия» (однако к 1887 г. иконы в храме, очевидно, уже не было). Сохранилось клеймо иконы с изображением «явления» Евфросина и Серапиона Псковского автору «Повести о сугубой аллилуии» (врезок конца XVI – начала XVII в. в доску XIX в., Псковский историко-архитектурный музей, живопись поновлена в XIX – начале XX в., причём сюжет назван неверно: «Образъ преподобных отец Евфросина и Саввы Псковских чюдотворцев», Серапион наименован Саввой Крыпецким), выполненный в старообрядческой среде, где на Житие Евфросина ссылались в полемических спорах. Преподобные представлены в рост, на фоне условного изображения монастырских построек (здание храма близко по типу к каменному одноглавому собору во имя Трёх святителей); облачены в монашеские одежды, двуперстно благословляют монаха-писца, склонившегося над развёрнутым свитком, где прочитывается слово «аллилуия». Евфросин – с окладистой бородой, в зелёной мантии и охристой рясе, голова не покрыта. На лузге – текст из Жития, сделанный при поновлении образа, возможно, повторяющий древнюю надпись на полях: «Восприяхъ писало и хартию и отяготеша сном, очи и главу на колену преклонихъ, внезапу предсташа два старца, глаголаху пртайны престыя аллилуйя, и возбнувъ не виде ник(огож)». Совместное изображение двух Псковских преподобных, духовного наставника и ученика (Евфросина и Саввы Крыпецкого) прослеживается на иконах и предметах церковного убранства конца XVI – начала XX вв.: на иконе Божьей Матери «Умиление» в серебряном чеканном окладе (конец XVI – начало XVII в., Псковский историко-архитектурный музей) небольшие фигуры святых написаны на полях в молении образу в среднике, в монашеских одеждах, с куколем на плечах (другая пара святых на полях – преподобные Зосима и Савватий Соловецкие); на серебряной резной цате с изображением Деисуса (конец XVI в., Псковский историко-архитектурный музей, находилась в XIX в. на иконе Божьей Матери Одигитрии с Акафистом в церкви Успения Пресвятой Богородицы с Пароменья в Пскове) святые в коленопреклонении припадают к стопам Иисуса Христа с молебно поднятыми руками (десница на груди), Евфросин – слева, с волнистой, немного раздвоенной бородой; в составе Деисуса также псковские  князья Довмонт (Тимофей) и Всеволод (Гавриил); на иконе конца XIX – начале XX в. (как полагают исследователи, список с древнего образа, Псковский историко-архитектурный музей, временно находится в Крыпецком монастыре) Евфросин предстоит справа вместе с князем Всеволодом и преподобным Саввой. Исследователям известна житийная икона конца XVI – первой четверти XVII в. (Псковский историко-архитектурный музей), где в среднике слева в рост представлен Евфросин вместе с апостолом Иоанном Богословом, справа – Савва Сербский и Савва Крыпецкий в молении перед образом Божьей Матери Одигитрии (вверху), вокруг 24 клейма, иллюстрирующие Житие Саввы, три из них с участием Евфросина, где повествуется о его пребывании в Снетогорском монастыре, затем в Елеазаровой обители, благословение Саввы на пустынножительство в «урочище Крыпцы».

 



 
PR-CY.ru