ЕВФРОСИН, Елеазар - Страница 11

В настоящее время изображения Евфросина преимущественно связаны с Псковской землёй, вероятно, его иконография разрабатывалась в Елеазаровом монастыре, где находился прижизненный образ святого. Наиболее ранние изображения Евфросина сохранились на предметах лицевого шитья второй половины XVI в. На шитой пелене из церкви Преполовения Пятидесятницы на подворье Елеазарова монастыря в Пскове (Псковский историко-архитектурный музей) святой представлен в рост, вполоборота влево, в молении Иисусу Христу в облаке, с продолговатой, заострённой на конце и раздвоенной бородой, в монашеском облачении – в мантии, в рясе и куколе, лежащем на плечах; на кайме вышиты тропарь и кондак святому. К этому же изводу принадлежит ростовое изображение Евфросина на шитом оплечье фелони – справа среди фигур деисусного чина, рядом с князем Всеволодом (Гавриилом) Псковским, в молении образу Благовещения Пресвятой Богородице. Его облик индивидуализирован: лицо худощавое со впалыми щеками, поставленные близко глаза, крупный заострённый нос, разделённая на несколько прядей борода. На иконе «Походная церковь», которую связывают с именем игумена Псково-Печерского монастыря Саввы (с 1570 г. – епископ Тверской), из церкви Святой Троицы («Белая Троица») в Твери (Тверская областная картинная галерея) в нижнем ярусе среди 26 фигур пустынников, монахов и юродивых пятый справа – Евфросин, с длинной раздвоенной бородой, благословляющей двуперстно десницей и свитком в левой руке, надпись: «пр. Ефросинъ». Исследователи полагают, что к первому «портрету» Евфросина восходит акварельный рисунок, помещённый в рукописном сборнике служб и Житий начала XVIII в., происходящем из храма мученика Евстратия на подворье Елеазаровой обители в Пскове. Изображение в четверть листа заключено в прямоугольную рамку с охристым фоном (аллюзия на иконный образ), предваряя текст Жития. Извод иконографии Евфросина (поясной прямоличный образ с благословляющей десницей и свитком в левой руке) аналогичен образу на прориси с иконы XVI в., где свиток изображён развёрнутым (Русский музей). В рукописи Евфросин показан средовеком, с длинной узкой раздвоенной бородой, в коричневой мантии, синем парамане и с куколем на плечах. К единоличным изводам Евфросина принадлежит также пядница с изображением Евфросина, склонившегося в молении перед благословляющим Спасителем в небесном сегменте, на фоне монастырских построек (старообрядческий врезок XVII в. под записью второй половины XIX в., музей истории религий). В начале XVIII в. в Елеазаровом монастыре была икона Евфросина с циклом житийных клейм, о чём свидетельствует старообрядческое сочинение паломника, посетившего в это время обитель: «Тамо же во обители в церкви над гробом преподобного Ефросина есть образ велик того же преподобнаго Ефросина з житием, древней. Около же того святого образа со всех стран изображено, како ходил преподобный Ефросин в Царьград и како взем у патриарха со благословением тое святую икону Пресвятыя Богородицы, и то в лицах написано, и прочее тамо». Среди святынь обители «в великой церкви у царских врат» находился упомянутый чудотворный Цареградский образ Божьей Матери (XV в., не сохранился): «...Местной, вставной, листов осми, древней, зело украшен; окрест того образа хождение преподобного Ефросина во Царьград, и како икону сию взем от патриарха…»

 



 
PR-CY.ru