Словарь по христианству Е ЕВФИМИЙ ВЕЛИКИЙ

ЕВФИМИЙ ВЕЛИКИЙ

ЕВФИМИЙ ВЕЛИКИЙ (около 377 – 473 гг.) – один из основателей палестинского монашества, оказавший значительное влияние на его последующее развитие, преподобный (память 20 января). Главным источником, содержащим сведения о жизни Евфимия Великого, является его Житие, написанное Кириллом Скифопольским (около 525? – после 559? гг.), который, по мнению исследователей, не только является «одним из лучших агиографов по живости изложения», но и «обладает настоящими качествами историка». Евфимий Великий родился в Мелитине, ставшей при императоре Феодосии I (379–395 гг.) главным городом провинции Армения Вторая. Его родители, Павел и Дионисия, происходившие из знатного рода, долгое время были бездетными и просили Бога даровать им ребёнка. Однажды ночью они молились в храме мученика Полиевкта и услышали голос, возвестивший, что у них родится сын, с появлением на свет которого церкви будет даровано Богом веселье. Действительно, вскоре после рождения Евфимия Великого император Валент, покровительствовавший арианам, погиб в битве при Адрианополе. Отец Евфимия Великого умер, когда тому ещё не исполнилось трёх лет. Мелитинский епископ Отрий по просьбе матери Евфимия Великого принял на себя заботы о нём: он крестил мальчика, затем назначил его церковным чтецом, а когда тот подрос, отдал для обучения Акакию и Синодию (оба впоследствии занимали Мелитинскую кафедру). Очень рано Евфимий Великий выказал горячую любовь к подвижничеству, молитве и чтению Священного Писания. Последовательно пройдя все ступени низших церковных должностей, он был рукоположён во иерея и назначен надзирать за окрестными монастырями, поскольку, по выражению Кирилла Скифопольского, был с детства монахолюбив и значительную часть времени проводил, посещая обители. На период с праздника Богоявления до Пасхи он имел обыкновение уходить в пустынные места, посвящая это время углублённой молитве и общению с Богом. Когда Евфимию Великому исполнилось 28 лет, он отправился в Иерусалим, сочтя, что занимаемая им должность может послужить препятствием для духовного совершенствования. После того как он, поклонившись св. местам, посетил известных отшельников и монахов и узнал добродетели и образ жизни каждого из них, направился в Фаранскую лавру, основанную преподобным Харитоном около 330 г. (её руины расположены в Вади-Фара, близ источника Айн-Фара, в 9 км к северо-востоку от Иерусалима). Здесь Евфимий Великий, стремясь к уединению, поселился в келлии за пределами лавры. По соседству располагалась келлия преподобного Феоктиста (память 3 сентября). Духовный союз этих иноков продолжался на протяжении всей их жизни, так что они представляли собой «одну душу в двух телах». Ежегодно на восьмой день после Богоявления они вдвоём уходили в пустыню Кутила и пребывали там в строгом посте и молитве до Вербного воскресенья. Проведя пять лет в Фаранской лавре, Евфимиий Великий вместе с преподобным Феоктистом после праздника Богоявления отправился в ежегодное путешествие по пустыне Кутила и вышел к глубокому ущелью (вади), доступ в которое был крайне затруднён. Они нашли просторную пещеру и решили в ней поселиться.

 



 
PR-CY.ru