ЕВФИМИЙ ВЕЛИКИЙ - Страница 9

Он изображён на мозаиках кафедрального собора в Монреале (1180–1190 гг.); в пещерной церкви монастыря св. Неофита близ Пафоса (Кипр) – в алтаре (1182–1183 гг.) и в западной части наоса (около 1200 г.); в церкви св. Врачей в Кастории (конец XII в.); в трапезной монастыря апостола Иоанна Богослова на Патмосе (конец XII в.); в церкви Епископи на полуострове Мани (конец XII в.); в церкви Евангелистрии в Гераки (Ераки; конец XII в.); в крипте церкви святителя Николая в монастыре Камбия, Беотия (конец XII в.); в церкви Вознесения в Милешеве (около 1234 г.); в башне св. Георгия в монастыре Хиландар, Афон (середина XIII в.); в притворе Боянской церкви, Болгария (1259 г.); в церкви св. Иоанна в Керами на острове Наксос (вторая половина XIII в.); в церкви монастыря в Псаче, Македония (XIII в.); в парекклисионе Евфимия Великого в базилике великомученика Димитрия в Фессалонике (1303 г.); в церкви монастыря Паммакаристос (Фетхие-джами), Константинополь (около 1315 г.); в церкви св. Климента в Охриде, Македония (1378 г.); в церкви Святой Троицы монастыря Козия, Румыния (1386–1390 гг.); в церкви св. Никиты в Чучере, Македония (1483–1484 гг.). На день своей памяти он изображается в рукописных и настенных минологиях: в Синаксаре Захарии Валашкертского (первая четверть XI в.); в Минологии из Ватикана (третья четверть XI в.), в Минологии на январь (XIII в.), в церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317–1318 гг.); в церкви Успения монастыря Трескавец, Македония (1334–1343 гг.). Его узнаваемый иконографический тип сохранился в поствизантийской живописи. В это время он обычно изображался со свитком: в росписи собора монастыря Нямц, Румыния (1497 г.); на иконах «Большой Деисус со святыми» (вторая половина XV в., монастырь великомученицы Екатерины на Синае), «Святой Евфимий» (XVI–XVII вв., Русский музей), «Святые Феодосий и Евфимий» (вторая половина XVI – первая половина XVII в., Музей монастыря Лимонос на острове Лесбос) – оба с раскрытыми свитками, на иконе (XVII в.) из монастыря Дионисиат на Афоне; в росписях парекклисиона св. Архангелов собора монастыря Иоанна Предтечи в Серрах (Сересе), Греция (1634 г.); в церкви монастыря Хурези, Румыния (1654 г.). С длинным посохом Евфимий Великий представлен на иконе Эммануила Цанеса (1682 г., Греческий институт византийских и поствизантийских исследований, Венеция). Его продолжали изображать и без свитка, как на иконе Дичо Зографа «Антоний Великий и Евфимий Великий» (1859–1860 гг.) из иконостаса собора Святой Троицы во Вране, Сербия. На Руси была воспринята византийская традиция изображения Евфимия Великого. Как полагают исследователи, образ святого был включён в декорацию первых древнерусских храмов, но они не всегда его могут идентифицировать. Во имя Евфимия Великого были освящены церкви на Владычном дворе в новгородском Детинце (1445 г.) и в Вяжищском монастыре (1466 г.), обе не сохранились. Евфимий Великий изображён в церкви Симеона Богоприимца в Зверином Покровском монастыре в Великом Новгороде (конец 1460 – начало 1470 гг.); в соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтовом монастыре (1502 г.); на двухчастной иконе из праздничного чина (середина XVI в., Псковский историко-архитектурный музей). Евфимий Великий представлен среди избранных святых: на двухсторонней иконе-таблетке «Святые Антоний Великий, Евфимий Великий и Савва Освященный» (вторая половина XVI в., Владимиро-Суздальский музей); на новгородской иконе «Избранные святые» (1498 г., Русский музей); на иконах «Преподобные Савва Освященный, Антоний Великий, Евфимий Великий, Герасим иже на Иордани, Феодосий Великий и Харитон Исповедник» (конец XV – начало XVI вв., Покровский старообрядческий собор в Рогожской слободе, Москва) и «Богоматерь Владимирская с избранными святыми» (середина XVII в., Владимиро-Суздальский музей) – на поле.



 
PR-CY.ru