ЕВФИМИЙ ВЕЛИКИЙ - Страница 7

Согласно самой ранней сохранившейся редакции студийского Синаксаря (Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г.), 20 января поётся праздничное последование Евфимию Великому, соединяемое с последованием Октоиха. Устав службы имеет много праздничных особенностей: на вечерне стихиры исполняются на шесть, на утрене поются «Бог Господь» и тропарь Евфимию Великому четвёртого гласа, после канона – светилен. Последование Евфимию Великому включает ряд самогласнов и два цикла подобнов, первый из которых поётся на «Господи, воззвах», второй – на хвалитех (в рукописных славянских Минеях студийской традиции последование Евфимию Великому включает два самогласна и три цикла подобнов). Согласно Евергетидскому Типикону второй половины XI в., 20 января совершается праздничная служба без стихословия Псалтири на вечерне; на утрене поётся «Бог Господь», после девятой песни канона – светилен; соединяются последования Евфимию Великому и Октоиха. На литургии на блаженнах поётся третья песнь канона Евфимию Великому, после входа – тропарь Евфимию Великому и богородичен, прокимен из Пс. 149, аллилуиарий со стихом из Пс. 111, чтения и причастен те же, что и в Типиконе Великой церкви. В Мессинском Типиконе 1131 г. устав вечерни в день памяти Евфимия Великого в целом такой же, как и в Евергетидском. Утреня совершается по праздничному чину; вместо второй из кафизм поются три антифона; каноны – Октоиха и Евфимия Великого; на хвалитех исполняются стихиры Октоиха, «Слава» – святого; окончание утрени праздничное, без стихир на стиховне. На литургии на блаженнах шестая песнь канона Евфимия Великого, прокимен и причастен совпадают с приведёнными в Типиконе Великой церкви, другие чтения не совпадают: Апостол – Евр. 13:17–21, аллилуиарий со стихом из Пс. 131, Евангелие – Лк. 6:17–23 (Мессинский Типикон ссылается на 17 января, где, в свою очередь, стоит ссылка на 6 декабря). Типикон Георгия Мтацминдели XI в. даёт в целом тот же устав, но на утрене указывает два канона Евфимию Великому. В одной из ранних редакций Иерусалимского устава (XII в.) говорится о возможности по желанию предстоятеля совершать в день памяти Евфимия Великого всенощное бдение, однако описана полиелейная служба. В первопечатном греческом Типиконе (Венеция, 1545 г.) также описана полиелейная служба Евфимию Великому, но допускается совершение всенощного бдения. На утрене поются каноны Октоиха и Евфимия Великого; Евангелие утрени – Лк. 6:17–23. В первопечатном русском Типиконе (М., 1610 г.) устав службы 20 января близок к изложенному в первопечатном греческом Типиконе, но описывается всенощное бдение. На утрене канон Евфимию Великому предваряется каноном Богородице; Евангелие утрени – Мф. 11:27–30. В исправленном издании русском Типикона 1682 г. под 20 января праздничный знак – красный крест в круге, характерный для изданий 1610 и 1641 гг. (в издании 1633 г. – просто красный крест), был заменён крестом в полукруге; этим же знаком отмечено 20 января и в современном русском Типиконе. В греческом Типиконе Виолакиса 1888 г. под 20 января оставлены только указания на случай совпадения памяти Евфимия Великого с воскресным днём или предлагается следовать указаниям, отмеченным под 17 января.

 



 
PR-CY.ru