ЕВФИМИЙ ВЕЛИКИЙ - Страница 8

Последование Евфимию Великому, помещаемое в современных богослужебных книгах, включает отпустительный тропарь четвёртого гласа; кондак четвёртого плагального (т.е. восьмого) гласа на подобен «Яко начатки»; канон, надписанный именем Иоанна Дамаскина, четвёртого гласа, с акростихом, проходящим через ирмосы и тропари, ирмос; канон, надписанный именем Феофана, четвёртого плагального (т.е. восьмого) гласа, с акростихом, ирмос; девять самогласнов и шесть циклов стихир-подобнов, четыре седальна, светилен. В рукописях встречаются и другие песнопения Евфимию Великому, не вошедшие в современные издания богослужебных книг: канон, составленный гимнографом Иосифом, второго гласа, с акростихом; канон, седален. Евфимий Великий как один из наиболее почитаемых святых часто изображался в искусстве различных регионов Византии, Балкан и на христианском Востоке. Его древнейшие образы сохранились в монастырях св. Иеремии в Саккаре (VI в.) и Бауит в Египте (VI в.), в приделе Сорока мучеников церкви Санта-Мария Антиква в Риме (705–707 гг.). Иконография Евфимия Великого (как и большинства преподобных) сложилась к концу иконоборческого периода – к IX в.: седовласый старец с высоким открытым лбом и с большими залысинами, со впалыми щеками и с длинной узкой бородой, раздвоенной на конце, облачённый в традиционную монашескую мантию с параманом. В правой руке Евфимий Великий обычно держит крест, левая – перед грудью в жесте принятия благодати. Таким он представлен в большинстве византийских храмов: в кафоликоне монастыря Осиос Лукас (1030 гг.); в нартексе церкви Святой Софии в Фессалонике (1040 гг.); в церкви Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, Кипр (1105/1106 г.); в верхней церкви Бачковского (Петрицонского) монастыря, Болгария (конец XI – начало XII в.); в церкви великомученика Пантелеимона в Нерези, Македония (1164 г.). Иногда его волосы разделены на прямой пробор, как на мозаике собора монастыря Неа-Мони на острове Хиос (1042–1056 гг.). Удлинённый овал лица и длинная узкая борода стали узнаваемыми чертами Евфимия Великого. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (начало XVIII в.) святой описан как «старец плешивый, с длинною бородою до бёдер». Он может изображаться и в позе оранта, как на миниатюре из Минология Василия II (976–1025 гг.), а в поздневизантийский и поствизантийский период – со свитком или с посохом в руках. На иконе XII в. из монастыря великомученицы Екатерины на Синае он представлен в молении к Богоматери с Младенцем. Изображение Евфимия Великого среди преподобных встречается в древних каппадокийских церквах: в Тимиос-Ставрос в Мустафапаше (X в.); в Новом Токалы-килисе (конец X в.); в церкви Цистерны близ села Авджылар (первая половина XI в.); в Ала-килисе (XI в.); в церкви св. Апостолов в Эрдемли (XIII в.). Его образ включён в большинство программ храмовых декораций, содержащих чин преподобных. Обычно Евфимий Великий размещается рядом с основателями монашества преподобными Феодосием Великим и Антонием Великим.

 



 
PR-CY.ru