ЕВСТРАТИЙ, АВКСЕНТИЙ, ЕВГЕНИЙ, МАРДАРИЙ и ОРЕСТ - Страница 4

Традиция почитания Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста, по мнению британских учёных, сложилась под влиянием почитания сорока Севастийских мучеников, поэтому в источниках пять мучеников Аравракских часто выступают как пять мучеников Севастийских. Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест были одними из самых знаменитых святых в восточных провинциях Византийской империи; традиция их почитания прервалась только в XI в. в связи с нашествием сельджуков. Культ Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста был очень распространён с IX в. в Византии, Сербии и Италии (особенно в Неаполе и Риме), однако к XII в. в Трапезунде (ныне Трабзон, Турция) и понтийских землях он был постепенно вытеснен почитанием четырёх Трапезундских мучеников (Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест продолжали оставаться почитаемыми среди трапезундских армян, а на южной окраине Трапезунда в XIII в. ещё существовала церковь мученика Евстратия. На Западе наибольшее распространение получил культ Евстратия. На это указывает тот факт, что в ряде поздних рукописей Мартиролога Узуарда под 13 декабря упомянут этот святой; кроме того, в Мраморном Неаполитанском календаре (IX в.) под 10 и 13 декабря также значится только имя Евстратия. Мощи Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста были перевезены в Рим в церковь Сант-Аполлинаре в период понтификата Адриана I (ум. в 795 г.), однако при дальнейших реконструкциях храма (в первой половине XVIII в.) они были утрачены. Многочисленные фрески Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста сохранились в пещерных храмах Каппадокии, а также на территории Греции – в монастырях Успения Пресвятой Богородицы в Дафни, Осиос Лукас, Неа-Мони на острове Хиос, в церкви Богородицы Мавриотиссы в Кастории и в других местах. Иконография мучеников сложилась в Х–ХI вв. в византийских императорских скрипториях, где создавались иллюминированные месяцесловы. Наиболее ранний памятник с образами святых – миниатюра из Минология Василия II (976–1025 гг.), на которой представлены сцены мучений: Мардарий повешен вниз головой, Орест лежит на раскалённом ложе, коленопреклонённый Евгений простирает к небу изувеченные руки, Авксентию отсекают голову – на дальнем плане голова святого, похищенная вороном, изображена висящей в кроне дерева, справа от которого стоит Евстратий. Чаще всего изображения святых встречаются в минейных циклах рукописей: в Евангелии с минологием из Ватикана (XI в.), где святые представлены стоящими в ряд; в Минологии из Амброзианской библиотеки в Милане (XI в.) – фронтально в рост в начале текста и в четырёх сценах мучений в конце; в Минологии из монастыря Эсфигмен на Афоне (XI в.) – в четырёх сценах мучений; в греко-грузинской рукописи (Российская национальная библиотека, XV в.), так называемой Афонской книге образцов, – фронтально в рост, у каждого в руке крест.

 



 
PR-CY.ru