ЕВСТРАТИЙ, АВКСЕНТИЙ, ЕВГЕНИЙ, МАРДАРИЙ и ОРЕСТ - Страница 5

Поясные изображения святых встречаются в Минее праздничной Б. Вуковича (1538 г., Венеция). В иконописи примерами ранних миней служат: икона на декабрь (вторая половина XI – начало XII вв., монастырь великомученицы Екатерины на Синае), композиции которой близки к миниатюрам из Минология Василия II, и 12-частная икона на сентябрь-декабрь (XII в., монастырь великомученицы Екатерины на Синае). В настенных минологиях исследователям известны изображения святых в притворе церкви Вознесения монастыря Дечаны, Косово и Метохия, (1348–1350 гг.) – четыре сцены мучений (причём Авксентий, не упомянутый в надписи на фреске, изображён вместо Ореста, сцена мучения которого отсутствует); в нартексе церкви Святой Троицы монастыря Козия в Валахии, Румыния (1386–1390 гг.), – три сцены мучений; в притворах церквей: св. Апостолов (Святого Спаса), Печская патриархия, Косово и Метохия (1561 г.), и святителя Николая в Пелинове, Черногория (1717–1718 гг.), – в обоих памятниках святые представлены фронтально в рост. Иногда сцены из Жития мучеников оказываются выделенными из общего минология в отдельные циклы, которые, как правило, создавались в местах особого почитания святых. Кодекс XII в. из Национальной университетской библиотеки в Турине, происхождение которого К. Вейцман связывает с Малоазийским регионом, где пострадали святые, представляет собой иллюстрированный текст Жития пятерых мучеников. На фронтисписе помещено фронтальное изображение святых (в рост) с крестами в руках, которых увенчивает ангел; в тексте – 13 сцен мучений. Местом особого почитания святых был монастырь великомученицы Екатерины на Синае, в стенах которого существовал посвящённый им храм. Оттуда происходит темплон (XIII в., монастырь великомученицы Екатерины на Синае), на котором вместо двунадесятых праздников представлены 11 сцен посмертных чудес Евстратия. Памятник представляет собой уникальное свидетельство существования в начале XIII в. утраченного ныне текста. По мнению исследователей, для этого храма была написана икона мучеников с поясным Деисусом в верхней части (начало XIII в.). На ней святые изображены стоящими в ряд. Данный памятник послужил образцом для сербской иконы мучеников (рубеж XIV и XV вв., монастырь Хиландар, Афон). В системе росписи храма образы пятерых мучеников могли быть включены в чин св. воинов. Евстратий изображался чаще других: например, в верхнем регистре правой створки на византийском триптихе рубежа X и XI вв. (Государственный Эрмитаж) с изображением сорока Севастийских мучеников и избранных святых; на мозаиках монастыря Хора (Кахрие-джами, 1316–1321 гг.) в Константинополе; на фресках церкви Успения монастыря Трескавец, Македония (между 1334 и 1343 гг.), – в сцене, иллюстрирующей Пс. 45; в церкви монастыря Пэтрэуци, Румыния (1487 г.).

 



 
PR-CY.ru