ЕВСТРАТИЙ, АВКСЕНТИЙ, ЕВГЕНИЙ, МАРДАРИЙ и ОРЕСТ - Страница 2

Через пять дней мученики прибыли к Агриколаю, который устроил им допросы. Узнав о многолетней безупречной службе Евстратия, правитель предложил ему хотя бы для проформы поклониться богам, а в душе оставаться христианином, поскольку в противном случае он будет вынужден пойти против своей воли и казнить Евстратия. Тот отказался и, ссылаясь на римские законы, которые он знал в совершенстве, призвал Агриколая выслушать ответные аргументы. Евстратию было предоставлено слово, и он, цитируя античных философов и поэтов, доказывал, что уже в древние времена наиболее прозорливые мыслители презирали такие божества, как Зевс и Аполлон. В споре мученик приводил мифологические сюжеты, слова Аристотеля, строки из произведений Гомера и Гесиода, цитировал диалоги Платона «Тимей» и «Государство». В конце концов, Евстратий логическими построениями поставил Агриколая в тупик. Судья потребовал, чтобы Евстратий рассказал подробнее о своей вере. Тогда Евстратий приступил к изложению ветхозаветной и евангельской истории (главы 24–27) и завершил рассказ осуждением идолопоклонства и восхвалением Платона, отказывавшего языческим богам в благости. Решив запугать осуждённого, Агриколай приказал подвергнуть пыткам Ореста. Тот покорно принял смерть на раскалённом ложе. Казнь же Евстратия была отложена на следующий день. Ночью в тюрьме Евстратий написал завещание, в котором просил захоронить его тело и тела остальных мучеников в Аравраке, доходы от принадлежащих ему земель распределить между теми, кто будут заботиться о его могиле, а деньги – между бедняками и христианами. После этого к Евстратию пришёл, подкупив стражу, епископ Севастии, скрывавшийся в тот момент от гонений, которому и было передано завещание. Наутро Евстратий, отклонив ещё одно предложение Агриколая сохранить ему жизнь, был казнён в раскалённой печи. Его смерть опечалила всех жителей города, в том числе и язычников. Евстратий был погребён, согласно его завещанию, в Аравраке. Сохранилось много источников, связанных с мученичеством Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. Прежде всего, это греческое Мученичество, переработанное для Минология Симеоном Метафрастом. Ряд исследователей предполагают, что данный текст был составлен значительно раньше и включён в метафрастовское собрание без существенных изменений. Самостоятельное хождение в рукописной традиции получили две части Мученичества: последняя молитва Евстратия и «Эпилог» (впервые издано в комментариях Льва Алляция к метафрастовским Минеям). В «Эпилоге», написанном от первого лица севастийским монахом Евсевием, рассказывается, как однажды в молодости среди других Житий он обнаружил данное и был удивлён, т.к. не слышал ни о самих мучениках, ни об их мощах.

 



 
PR-CY.ru