ЕДИНОСУЩИЕ - Страница 4

Тем не менее, на первом Вселенском соборе вера церкви была выражена именно термином «единосущие» и словами «из сущности». Согласно Евсевию Кесарийскому, слово «единосущный» было вставлено в Символ веры Никейского Собора исключительно в соответствии с волей императора Константина I Великого. Однако другой участник Собора, Афанасий Великий, сообщает, что ввести термин «единосущие» было предложено императору Константину Кордубским епископом Осием. Косвенно об этом же свидетельствуют историки Сократ Схоластик и Филосторгий. В науке отсутствует единое мнение относительно того, что именно заставило императора Константина предложить отцам Собора термин «единосущие». Наряду с гипотезой о западном влиянии через епископа Осия высказывается, например, мнение, что император заимствовал его из александрийской богословской традиции (представителем которой был Александр Александрийский) или, как полагают исследователи, из египетских герметических трактатов. Утверждённый первым Вселенским собором текст Символа веры говорит среди прочего о Сыне: «И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рождённого от Отца, т.е. из сущности Отца, Бога от Бога, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, Отцу единосущного…» Употребление здесь (хотя и скомпрометированных ранее) небиблейских выражений было необходимо для опровержения арианства: только в этих словах исключалась двусмысленность толкования формулировки Символа и до конца раскрывалось отличие истинного учения от ереси. Арий, проповедуя крайнюю степень субординационизма, не признавал Сына единосущным Отцу: в единосущии он видел разделение единого Божества (по его мнению, Сын в таком случае оказался бы «единосущной частью» Отца). Он утверждал, что «было (время), когда Сына не было», т.е. Сын есть творение Божье. Наиболее близкими по значению к «единосущие» в богословской полемике посленикейского периода были выражения «подобный по всему» и соответственно «подобосущный». Малоприметное различие в написании двух слов имело принципиальное значение, т.к. омиусианство для умеренных ариан стало удобной альтернативой никейской вере в «единосущие». Компромисс состоял в том, что утверждение полного подобия Сына Отцу позволяло формально признавать единство Бога по свойствам, при этом реально разделяя божественную сущность между Отцом и Сыном.

 



 
PR-CY.ru