ЕДИНОСУЩИЕ - Страница 2

Ересь появилась в конце II в. и состояла из двух течений: динамистов (или адопциан) и модалистов. Исходным вопросом для них являлось отношение Богочеловека к троичному Богу. Динамисты утверждали, что Христос есть простой человек, в котором действовала особая Божественная Сила, а модалисты учили, что Христос – Сам Бог Отец, принявший плоть ради нашего спасения. При этом и те и другие употребляли по-своему термин «единосущие». В дальнейшем понимание и употребление этого термина еретиками затрудняли принятие его при выработке православной терминологии в учении о Пресвятой Троице. Главный представитель динамизма на Востоке Павел Самосатский отрицал самостоятельное бытие Бога Слова и учил, что Логос единосущен Богу, но в смысле полного тождества. Логос, по его мнению, существует в вечном тождестве с Богом не только по сущности и природе, но и по личному своему бытию. Логос не обособляется от Бога как отдельная божественная Личность, но остаётся лишь силой Божьей. По мнению исследователей, Павел Самосатский понимал единство Логоса с Богом в аристотелевском смысле, т.е. как единство по акциденции, когда одно объединено с другим как качество последнего; т.е. Логос един с Отцом как свойство с Отчей сущностью. Представления Павла Самосатского о «единосущии» и сам термин в таком понимании были осуждены отцами Антиохийского собора 268 г. Модализм распространился на Востоке, в основном, под влиянием Савеллия. Согласно основному положению его учения, «один и тот же есть Отец, и Сын, и Святой Дух, так что это три наименования одной ипостаси, или как тело, душа и дух в человеке». Единство Отца и Сына Савеллий выражал с помощью понятий «одна ипостась», «одно подлежащее», «монада» и употреблением слова «Сыно-Отец». Бог открывается в трёх Лицах – Отец, Сын, Дух. При этом для Савеллия лицо не есть ипостась, a, cкopee, только имя, ипостась же мыслится как сущность. Употребление слова «единосущие» гностиками и антитринитариями выявило несколько вопросов, различные ответы на которые породили спектр вариантов понимания термина и определили его дальнейшую судьбу в восточно-христианском богословии, особенно во время полемики после первого Вселенского собора. 1. Понимание самой богооткровенной истины о Троичном единстве. Кроме различных антитринитарных ересей (эбионитство, динамизм, савеллианство и т.д.) даже среди православных богословов был распространён субординационизм, во многом определявший доникейскую триадологию и в своих крайностях граничивший с ересью (например, спорная триадология Оригена). 2. Наполнение содержанием термина «единосущие» (т.е. выяснение того, что такое сущность и что означает единство). Понятие божественной сущности было однозначно определено лишь во второй половине IV в.; до этого разные традиции и разные авторы могли употреблять его различно.

 



 
PR-CY.ru