ЕДИНОСУЩИЕ - Страница 3

3. Употребление термина «единосущие» для выражения идеи единства Троицы у православных и еретиков. Как православная мысль могла выражаться другими словами, так и ложные представления антитринитариев фиксировались с помощью определённым образом понятого и употреблённого термина «единосущие». На Западе уже с начала III в. использовались такие выражения, как «substantiae unitatem», «tres… unius substantiae» («единая сущность Трёх»). Тертуллиан нередко сравнивает Отца и Сына с корнем и стеблем, источником и рекой, солнцем и лучами. В таких выражениях говорят об Отце и Сыне и более ранние писатели (например, Иустин Философ), тем самым подразумевая единство по сущности. У Тертуллиана вследствие особенностей терминологии выражения о единосущии сочетались с субординационизмом, однако триадология его последователей считается вполне православной. Об этом свидетельствует характерный пример богословского диалога Востока и Запада. Около 260 г. Александрийский епископ Дионисий Великий был осуждён на Соборе в Риме Римским епископом Дионисием за то, что избегал именовать Сына единосущным Отцу. В свою защиту епископ Дионисий указал на то, что он учит так же, как и обвинитель, но воздерживается от слова «единосущие». По свидетельству Афанасия I Великого, в сочинении «Обличение и оправдание» Дионисий называет Сына единосущным Отцу: «...Рассуждая на основе Священного Писания, Дионисий постиг, что Христос, будучи Сыном и Словом, не может быть чуждым Отчей сущности». Настороженное отношение восточных богословов к термину «единосущие» было вызвано, в первую очередь, его употреблением еретиками. По крайней мере, до первого Вселенского собора в православных произведениях в посленикейском смысле он не встречается. Тем не менее, ключевые идеи о вечном бытии и происхождении Слова от Отца, о причастности божественной природе и в то же время об отличии от Отца присутствовали всегда. Так, Иустин Философ учит, что рождение Сына из сущности Отца происходит «не чрез отсечение, как будто разделилась сущность Отца». Ириней Лионский говорит, что «рождение из сущности предполагает единство сущности родившего и рождённого». Александр Великий и Афанасий Великий в своих произведениях, написанных до первого Вселенского собора, также выражают идею единосущия, но в иных формулировках: подобный по всему, икона Отца и т.п.

 



 
PR-CY.ru