Словарь по христианству Е ЕПИСКОПАЛЬНАЯ СИСТЕМА

ЕПИСКОПАЛЬНАЯ СИСТЕМА

ЕПИСКОПАЛЬНАЯ СИСТЕМА – церковный строй, при котором ключевое положение в церковном законодательстве, управлении и суде занимают епископы и соборы епископов. Епископальной системой называют также направление экклезиологической и церковно-канонической мысли, ориентированное на укрепление в церкви позиции епископата. В соответствии с православным учением носителем земной власти в церкви является вселенский епископат, возглавляемый, согласно 34 Апостольскому правилу и 9 правилу Антиохийского собора, первоиерархами автокефальных церквей, поддерживающими молитвенно-каноническое общение между собой. Власть епископата во Вселенской церкви полным образом осуществляется через Вселенские соборы; высшим органом власти в поместных церквах являются архиерейские Соборы либо Соборы с участием епископов, клириков и мирян, которые называются поместными Соборами, но и в таких, широкого состава Соборах, ключевое значение имеет епископат. Епископальный строй церковной власти соответствует церковным канонам. Так, правило 19 четвёртого Вселенского собора гласит: «Посему определил святый собор, согласно с правилами святых отец, чтобы в каждой области епископы дважды в году собиралися во едино, где назначит епископ митрополии, и исправляли все, что откроется». Правило 8 Трулльского собора изменило периодичность в созыве Соборов, но нисколько не коснулось их состава: «Но как, по причине набегов варваров и по иным случайным препятствиям, предстоятели церквей не имеют возможности составляти соборы дважды в году, то разсуждено: для могущих, как вероятно, возникати церковных дел, в каждой области, всемерно быти собору вышереченных епископов единожды в лето...». В правиле 18(27) Карфагенского собора речь идёт о том, чтобы на Соборах Африканской церкви, епископат которой был многочисленным, каждая митрополия была представлена не всеми епископами, но особыми представителями непременно в епископском сане: «Подтвердити подобает на сем святом соборе, чтобы по правилам Никейского собора ради церковных дел, которыя не редко отлагаются со вредом для народа, каждогодно был созываем собор, на который бы все, занимающие первыя в областях кафедры, присылали от своих соборов двух, или сколько изберут, епископов, в местоблюстители, дабы составившееся таким образом собрание могло иметь совершенное полномочие». Об исключительно епископском составе Cоборов говорят также правило 6 седьмого Вселенского собора; 14, 76(87), 127(141-142) Карфагенского собора. Правило 40 Лаодикийского собора гласит: «Епископам, на собор призываемым, не подобает небрещи, но ити и вразумляти или вразумлятися ко благоустроению церкви и прочаго. Аще же пренебрежет таковый, то сам себе обвинит: разве аще по болезни останется».

 



 
PR-CY.ru