ЕПИСКОПАЛЬНАЯ СИСТЕМА - Страница 5

Заседания Синода созываются регулярно в установленное время для того, чтобы осуществлять непосредственное единение между первосвященником и епископами, помогать папе своими советами в делах укрепления веры и христианской нравственности, сохранения церковной дисциплины, а также для исследования вопросов, связанных с деятельностью церкви во всём мире. Синод епископов обсуждает вопросы и выражает свои пожелания, но не имеет права выносить решения, обязательные для исполнения, если такое право не будет в каждом отдельном случае дано Синоду папой. Синод непосредственно подчинён Римскому епископу, который созывает его, определяет место и время проведения, ратифицирует выборы одних членов Синода, назначает других и утверждает круг рассматриваемых вопросов, устанавливает повестку дня и председательствует на заседаниях лично или через своих представителей, закрывает, прерывает или распускает Синод. Неограниченный папский монархизм не позволяет характеризовать устройство католической церкви как епископальную систему. В рамках католицизма епископальная система служила своего рода лозунгом тех церковных деятелей, которые в разные эпохи пытались скорректировать распределение властных полномочий внутри католической церкви между папой и другими епископами, повысить в ней роль епископата. Подобное движение сложилось в конце XIV в. как реакция на «великую схизму» – параллельное существование трёх папских престолов: в Риме, Авиньоне и Пизе, следствием чего явилось церковное разделение католической Европы на две церковные фракции. Одним из видных представителей этого направления на рубеже XIV и XV вв. был французский богослов Никола де Клеманж. Соборами в Пизе, Констанце и Базеле выдвигалась идея, согласно которой папе принадлежит в церкви лишь высшая административная власть, а законодательной властью должен обладать епископат, осуществляя её через вселенские Соборы. Участник Базельского и Констанцского соборов Жан Жерсон в 1417 г. составил трактат «De potestate ecclesiastica et origine juris» («О церковной власти и происхождении права»), в котором писал о том, что высшая власть в церкви принадлежит вселенскому Собору, что Собор выше папы.

 



 
PR-CY.ru