ЕПИСКОПАЛЬНАЯ СИСТЕМА - Страница 6

Предвосхищая идеи Мартина Лютера и других вождей Реформации, Ж. Жерсон находил, что чрезмерное расширение папской власти явилось результатом развития человеческого права, а не коренится в божественном праве. Для него идеалом был церковный строй I тыс. христианской истории. Реформаторское направление, ориентированное на восстановление епископальной системы в католической церкви, потерпело поражение в противостоянии папистской партии при папе Евгении IV – одним из результатов этого поражения явился протестантизм, оторвавший от католической церкви половину Западной Европы. Но мысль о реформировании церковного строя, о замене папской системы правления епископальной системой сохранялась в самой католической церкви и в эпоху Контрреформации, и в последующие времена, присутствовала в положениях в янсенизме, а также в галликанизме, который поддерживался государственной властью Франции, затем в XVIII в. в Германии в фебронианстве. Название последнего направления связано с псевдонимом Юстин Феброний, которым викарный епископ Трирский Иоанн Николас Гонтгейм подписал своё изданное в 1763 г. сочинение «De statu ecclesiae et legitima potestate romani pontificis» («О положении Церкви и законной власти римского понтифика»). В нём Николас Гонтгейм выступил апологетом епископальной системы, настаивая на том, что папы должны подчиняться вселенским Соборам и вернуть епископам канонические права, которые были отняты у них папской курией. В Риме эту книгу осудили и подвергли сожжению, а когда её настоящий автор был обнаружен, его заставили отречься от своего сочинения. Программу фебронианства в Австрии поддерживал император Иосиф II, который до известной степени проводил её в своей церковной политике, противодействуя папскому абсолютизму в католических епархиях страны. Этот религиозно-политический курс получил наименование иозефинизма. В XIX в. в католической церкви возобладало противоположное ультрамонтанское направление: первый Ватиканский собор самым последовательным образом подчеркнул в своих решениях неограниченность папской власти в церкви, провозгласив «догмат» о папской непогрешимости.

 



 
PR-CY.ru