ДОГМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕОРИЯ - Страница 12

Даже тогда, когда в богословие очевидно привносилась принципиально новая идея, как в случае с паламитским богословием, пререкаемой оставалась содержательная сторона (в данном случае учение об энергиях), а не его новизна. Поэтому проблема догматического развития в святоотеческом богословии не может быть полностью оценена только на материале высказываний cв. отцов о новых богословских определениях. Американский патролог и историк христианства Ярослав Пеликан (1823–2006 гг.) в обращении к Американскому обществу церковной истории, озаглавленном как «Очерк развития христианского вероучения» («An Essay on the Development of Christian Doctrine»), настаивал на том, что корректная оценка этой проблемы должна быть основана на тщательном изучении исторического процесса формирования церковного вероучения. В частности, Я. Пеликан упрекал Дж. Ньюмена в том, что его «Эссе о развитии христианского вероучения» не является достаточно весомым церковно-историческим исследованием. В православном богословии проблема догматического развития никогда не играла той ключевой роли, которую она приобрела в католической мысли начиная с середины XIX в. Догматическое развитие становится предметом обсуждения в связи с новыми догматами, принятыми Римско-католической церковью на первом Ватиканском соборе. В 1883 г. Владимир Сергеевич Соловьёв писал Александру Алексеевичу Кирееву о том, что эти «новые» догматы, т.е. «infabillitas» (о непогрешимости папы) и «immaculata conception» (о непорочном зачатии Девы Марии), по его мнению, не новы и никакой ереси ни по существу, ни формально в себе не заключают. Он делает важный вывод, что «истинная церковность не зависит от большего или меньшего прогресса в раскрытии и формулировании догматических частностей, а зависит от апостольского преемства, от православной веры в Христа… и, наконец, от полноты таинств». Вне какой-либо явной непосредственной связи с развитием идей кардинала Дж. Ньюмена В.С. Соловьёв написал в 1885 г. работу «Догматическое развитие Церкви в связи с вопросом о соединении Церквей». Эта работа была ответом на критический разбор Г.Т. Стояновым взглядов Соловьёва на соединение церквей. Основным обсуждаемым вопросом здесь также остаётся догматическое развитие. Г.Т. Стоянов утверждал, что «католическая Церковь позволяет себе развивать» догматическое учение, в то время как православие «допускает только охранение» того, что изначально было дано в христианском Откровении. Сформулированная в ответ позиция В.С. Соловьёва направлена на обоснование правомерности появления «новых» догматов. Утверждая единство и неизменность истины Откровения, он подчёркивал постепенность её явления человечеству. Эта истина, «заложенная в человечестве сначала как чаяние (для языков) и как обетование (для народа Божия), становится событием чрез явление во плоти действительного Богочеловека Иисуса Христа».

 



 
PR-CY.ru