ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ - Страница 19

В 1757–1758 гг. митрополит Арсений (Мацеевич) также составил «Житие Димитрия» и 25 июня 1758 г. представил его на рассмотрение Синода («Житие Димитрия» в редакции митрополита Арсения достаточно широко разошлось в рукописной традиции, издано в начале XX в.). «Житие Димитрия» было впервые напечатано в Москве в 1786 г. (данная редакция текста получила название Синодальной). Её составителем был Яков Алексеевич Татищев, инициатор первого издания сочинений святителя. Он воспользовался «Житием Димитрия», написанным митрополитом Арсением (Мацеевичем), дополнив его устными свидетельствами, сведениями из диплома-конклюзии (вручён от Славяно-греко-латинской академии Димитрию в 1707 г., к настоящему времени утерян, текст известен по изданию Шляпкина и рукописной традиции, сохранилась фотография конклюзии, сделанная в 1886 г.), из завещания Димитрия, из предисловий к «Книге житий...», из надгробной речи митрополита Стефана (Яворского). Как полагают исследователи, в период между написанием «Жития» митрополитом Арсением и созданием Синодальной редакции был составлен ещё один вариант текста (Вторая краткая редакция) – «Житие вкратце Димитриа Ростовскаго, новаго чюдотворца». Один из списков имеет запись, сделанную более поздним почерком: «Сочиненное настоятелем Лукой 1760 года». По мнению исследователей, автором данной редакции был игумен Яковлевского монастыря Лука (1760–1763 гг.). В конце XIX – начале XX в. на основе Синодальной редакции были составлены многочисленные жизнеописания Димитрия, дополненные информацией из новых источников, сведениями, почерпнутыми из сочинений святителя. В этот период были созданы: «Жизнь святого чудотворца Димитрия, митрополита Ростовского и Ярославского» Димитрия Приклонского; сочинение протоиерея И. Троицкого, преподавателя Ярославской духовной семинарии, вошедшее в поздние списки «Летописца о Ростовских архиереях»; «Краткое сказание о жизни, трудах и творениях святителя Димитрия, митрополита Ростовского и чудотворца» иеромонаха Пимена (Ярославль, 1884 г.); «Воспоминание о жизни и трудах святителя Димитрия митрополита, Ростовского чудотворца» протоиерея Николая Александровича Тихвинского (Ростов, 1902, 1991 гг.); «Житие св. Димитрия, митрополита Ростовского» архиепископа Филарета (Гумилёвского); «Житие святителя Димитрия Ростовского», написанное историком церкви Андреем Николаевичем Муравьёвым (1806–1874 гг.); «Житие св. Димитрия, митрополита Ростовского», составленное Андреем Александровичем Титовым (Ростов, 1902 г.). Главным центром почитания Димитрия в XVIII – начале XX в. являлся Яковлевский монастырь. Канонизация святителя, в которой решающую роль сыграло вмешательство императрицы Елизаветы Петровны, почитание его императрицей Екатериной II и многими представителями петербургской и московской знати оказали решающее влияние на судьбу обители. В ходе секуляризации церковных имений в 1764 г. императрица Екатерина II запретила упразднение Яковлевского монастыря, хранящего мощи Димитрия. Поначалу монастырь был утверждён заштатным, 9 марта 1765 г. Высочайшим указом получил ставропигиальный статус, а его настоятель – титул архимандрита, 26 марта был причислен ко второму классу. В 1830 гг. монастырь стал первоклассным и был переименован в Спасо-Иаковлевский Димитриев.

 



 
PR-CY.ru