ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ - Страница 17

Предположительно на основании сюжета из «Руна орошенного» (о грешнике, молившемся перед иконой Божьей Матери) сложилась иконография Богоматери «Нечаянная Радость» (возникновение иконописного сюжета искусствоведы датируют около 1839 г., однако вопрос нуждается в дополнительном исследовании). «Руно орошенное» явилось источником сюжетов и для лубочных листов. Творения Димитрия получили признание (в разной степени и в своеобразной форме) и в старообрядческой среде. Несмотря на отрицательное отношение к личности автора «Розыска о раскольнической брынской вере», «нарицаемого митрополита Ростовского» (15 февраля 1766 г. старообрядцы сделали попытку украсть и уничтожить мощи Димитрия), приверженцы «старой веры» осознавали значение и уровень его трудов, прежде всего, «Книги житий святых», текстами которой они достаточно активно пользовались (обычно со ссылкой на «киевское издание» без упоминания автора). Показательно, что авторы старообрядческого «Дегуцкого летописца», составленного в Латгалии, в ряду событий российской светской и церковной истории середины XVII – середины XIX в. специально отмечают (без упоминания автора) выход в свет первых трёх (двух киевских и московского) изданий Четьих-Миней. Последнее издание церковнославянского варианта «Книги житий святых» (вероятно, в какой-то мере отредактированного) было осуществлено в четырёх томах в 1913/1914 (7422) г. старообрядческой Преображенской типографией в Москве без указания имени автора, с глухой ссылкой на «оригиналы киевской печати». Почитание святителя началось сразу же после его кончины. К 1738 г. над местом его упокоения в Троицкой церкви Яковлевского монастыря стояло надгробие с покровом и иконой Богоматери с Младенцем. В сентябре 1752 г. эконом Ростовского архиерейского дома игумен Геннадий доносил Ростовскому и Ярославскому митрополиту Арсению (Мацеевичу) о том, что над погребением Димитрия просел пол, архиерей приказал провести ремонт. 21 сентября, после того как пол был разобран, обнаружился деревянный гроб Димитрия, сквозь сгнившую крышку которого были видны не истлевшие покров и одеяние святителя. Митрополит Арсений прибыл в монастырь и осмотрел мощи, также оказавшиеся нетленными. 27 сентября гроб святителя освидетельствовала комиссия местного духовенства во главе с игуменом ярославского в честь Преображения Господня монастыря Варфоломеем. 30 сентября члены комиссии представили митрополиту Арсению подробную «опись, в каком качестве явились мощи покойного преосвященного Димитрия, митрополита Ростовского» и акт об их освидетельствовании с подтверждением нетленности. Мощи Димитрия были переложены в новоустроенный гроб и помещены в каменную гробницу в Троицкой церкви; 10 октября митрополит Арсений отправил соответствующее донесение в Синод. Вскоре для нового освидетельствования мощей Димитрия в Яковлевский монастырь прибыли Суздальский митрополит Сильвестр (Гловацкий) и архимандрит Чудова монастыря Гавриил. В июне–июле 1753 г. в Ростове находился Московский архиепископ Платон (Левшин), вновь свидетельствовавший мощи Димитрия. Архиепископ Платон интересовался исцелениями, совершавшимися при гробе святителя, и выяснил, что их запись не ведётся.

 



 
PR-CY.ru