ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ - Страница 14

Для ростовской школы Димитрий в первый год пребывания в Ростове написал «Рождественскую драму» («Перемена непостоянного мира сего, гордости сетьми в маловременной жизни человеков уловляющая, в вечную муку посылающая, на треокоянном Ироде, за гордость ищущем рожденного всех Царя Христа убити»), разыгранную 27 декабря 1702 г. и сохранившуюся в четырёх списках. Возможно, «Рождественская драма» является переработкой несохранившейся польской школьной пьесы. Вероятно, в 1703–1705 гг. ставилась другая его пьеса – «Успенская драма», дошедшая в двух списках XVIII в. Существует мнение, что пьеса могла быть создана на Украине (возможно, в черниговском Елецком монастыре) и не предназначалась для школы (представлялась 15 августа, во время школьных каникул). Исполнялись в Ростове и написанные Димитрием декламации: «На погребение Христово плач» (на утрене Великой субботы 27 марта 1703 г.) и «На Воскресение Христово» (в Великую пятницу в 1703–1705 гг.). Вероятно, его перу принадлежит пьеса «Кающийся грешник», созданная на основе части второго действия «Успенской драмы» и отдельных сцен из «Рождественской драмы». Исследователи отмечают, что драмам Димитрия присущи черты барочной поэтики. Картина мира в них «представлена... в трёх ипостасях: мир небесный, земной и мир преисподней… Эмоциональная атмосфера постоянно колеблется от радости к скорби, от страдания и плача к ликованию и торжеству. Достижению эффекта катарсиса помогает музыкальность канонических песнопений, пение музыкальных номеров и поэтическая речь... Внимание зрителя концентрировали яркие театральные эффекты: театр теней, эффект “эха”, вращающегося колеса и песочных часов; звучал голос из “гроба”, сверкала “молния” и гремел “гром”...». Интерес Димитрия к театру был вызван (в том числе) целями духовно-нравственного воспитания. Он также был автором значительного числа молитв, небольших богословских трактатов, назидательных сочинений, стихотворных текстов. В поэтических жанрах Димитрий отдавал предпочтение кантам, или псальмам. Его канты «Иисусе мой прелюбезный», плач Магдалины у ног Христовых, кант Димитрию Солунскому были широко распространены в рукописной традиции. Сочинение Димитрия «Апология во утоление печали человека, сущаго в бедах и озлоблении» (первое издание: Чернигов, 1696 г.), являющееся, вероятно, переработкой западного образца, получило широчайшее распространение помимо изданий в рукописной традиции XVIII–XIX вв., войдя в устойчивый состав сборников, связанных с деятельностью Паисия (Величковского), его учеников и последователей. Исследователи полагают, что Димитрий был автором музыки для некоторых номеров «Рождественской драмы», например, канта с искажённым польским текстом «Анiол пастырем мовил: Христус се нам народил», канта «Нас ради Распятого Мария видяше», а также для псальм «Иисусе мой прелюбезный», «Надежду мою в Бозе полагаю», «Ты мой Бог», «Превзыдох меру», «Воплю к Богу», «Мати милосерда», «С прилежанием взирай». Кроме того, его сочинения помещены также в собрании духовно-музыкальных песнопений под редакцией протоиерея Тихона Донецкого.

 



 
PR-CY.ru