ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ - Страница 62

Редкий пример переосмысления древней фессалоникийской традиции изготовления реликвариев и ампул для мира св. Димитрия – серебряный ковчег конца XVII в. из Благовещенского собора Московского Кремля с изображением Димитрия Солунского на лицевой стороне и сценой исцеления от его мироточивых мощей – на обороте. Тенденция к уподоблению сцены «Чудо великомученика Димитрия о Калояне» иконографии «Чуда великомученика Георгия о змие» в искусстве XVII–XVIII вв. получила дополнительное развитие. В эту эпоху сцена чуда с изображением Фессалоники часто дополняется заимствованным из житийной иконографии Димитрия Солунского сюжетом с двумя пленными девушками из Фессалоники, которые по требованию вражеского воеводы вышили образ Димитрия Солунского и были чудесно возвращены святым в родной город. Изображение дев с шитым образом и ангелом (перед городом или внутри него), напоминающее изображение спасённой царевны из сцены «Чудо великомученика Георгия», известно по двум прорисям с икон XVII в. из собрания Михаила Владимировича Тюлина, прориси конца XVII в. из собрания Сергея Тихоновича Большакова (Исторический музей), иконам начала XVIII в. (музей истории религии) и рубежа XVIII и XIX вв. из собрания банка «Интеза» (Палаццо Леони Монтанари в Виченце, Италия) и др. В ту же эпоху появились и в целом не типичные для русской традиции произведения с совмещёнными в одной композиции изображениями «Чудо великомученика Димитрия о Калояне» и «Чудо великомученика Георгия о змие» (прорись рубежа XVII и XVIII вв., Исторический музей; икона начала XVIII в., ранее считавшаяся произведением Никиты Павловца, Третьяковская галерея; клеймо иконы «Рождество Христово с праздниками и избранными святыми» начала XVIII в., Краснодарский историко-археологический музей). В некоторые памятники этой группы включено изображение на сюжет чуда о двх девицах с шитым образом Димитрия Солунского. В официальном религиозном искусстве XVIII–XIX вв. образ Димитрия Солунского, видимо, был вытеснен образом более почитавшегося в эту эпоху великомученика Георгия. Вместе с тем изображения Димитрия Солунского встречаются в поздних храмовых росписях, на минейных иконах и гравированных минейных листах; известно несколько разновидностей гравюр XVIII–XIX вв. с поясным, ростовым и конным образами святого. Достаточно распространены были и иконы «Чудо великомученика Димитрия о Калояне» (иконы конца XVIII в. из частного собрания, где побеждённый царь назван Мамаем, второй половины XIX в. из Елагинского дворца-музея в Санкт-Петербурге, второй половины XIX в. из собрания Е.В. Ройзмана – обе с чудом о двух девицах, 1901 г., музей истории религии, – девицы держат образ не Димитрия Солунского, а Спаса Нерукотворного). Изображения Димитрия Солунского как соимённого святого, целителя-мироточца, избавителя из темниц или покровителя воинов встречаются на многих иконах избранных святых, в том числе связанных со старообрядческой средой (икона «Святые Георгий, Димитрий и Никита», около 1822 г., выполненная в традициях XVII в., собрание банка «Интеза»; «Богоматерь Всех скорбящих Радость с избранными святыми на полях», начало XIX в., написана в невьянской мастерской Богатырёвых, Екатеринбургский музей; икона 1914 г., написана по заказу ратников А. Боровкова и Т. Комарова, там же).

 



 
PR-CY.ru