ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ - Страница 65

Для русской иконописи XVII в. характерно расширение житийного цикла за счёт подробного изображения эпизодов и включения всех ранее известных сцен: на иконе 1609 г. (Третьяковская галерея) – 24 клейма, в том числе впервые появившиеся сцены обретения тела Димитрия Солунского Луппом и казни Луппа; на иконе середины XVII в. из села Селецкого (музей изобразительных искусств Республики Карелия) помещено 20 клейм, среди которых примечательны сцены раздачи милостыни, бичевания святого и изображение Димитрия Солунского в темнице, побеждающего чудовище в виде льва, очевидно, заменившее скорпиона. Однако и эти циклы по составу и иконографии в значительной мере опираются на памятники конца XV – первой половины XVI в. Житийные циклы содержат также иконы конца XVII в. из Димитриевской церкви в Старой Ладоге (известна по фотографии 1912 г.) с 24 клеймами и 1692 г. из села Гуменец (музей-заповедник Ростовского Кремля) с 16 клеймами. Существенное обновление русских житийных циклов Димитрия Солунского, по наблюдению Энгелины Сергеевны Смирновой, относится к рубежу XVII и XVIII вв. Оно стало возможным благодаря появлению новой редакции «Жития» святого, включённой в Четьи-Минеи святителя Димитрия Ростовского, возможно, воздействию поствизантийской традиции, а также общим для этой эпохи тенденциям, отразившимся, например, в житийной иконографии святых Бориса и Глеба. Ряд циклов начала XVIII в. (иконы из собрания Елизаветина, первая четверть XVIII в., из Галича, Краснодарский историко-археологический музей, и 1725 г. письма Кондакова из Великого Устюга) начинается сценами рождества и крещения святого; кроме этих типовых композиций в них (за исключением иконы из Галича) включено изображение родителей Димитрия Солунского, научающих его поклоняться иконам Христа и Божьей Матери (сцена рождества также включена в краткий цикл при ростовом изображении Димитрия Солунского начала XVIII в. в росписи галереи ярославской церкви св. Иоанна Предтечи в Толчкове). На иконе 1725 г. цикл дополнен не встречавшимися ранее сценами избавления Фессалоники от голода и епископа Киприана от варваров. Другие редкие для русской традиции посмертные чудеса святого (явление огня у гробницы Димитрия Солунского, когда посланцы императора Юстиниана пытались увезти часть мощей в Константинополь, и обличение юноши, кравшего свечи у гроба Димитрия Солунского) присутствуют на иконе начала XVIII в. из деревни Вакомино Верховажского района Вологодской области (Государственный Эрмитаж). Немногочисленные житийные циклы Димитрия Солунского в монументальной живописи (роспись Димитриевской церкви в Ярославле, 1680 гг., и Никольской церкви в селе Сидоровском близ Нерехты, вторая четверть XVIII в.) пока не опубликованы и не изучены. В церковном искусстве второй половины XVIII – XIX в. циклы жития святого практически не встречаются. В современном церковном искусстве балканских стран и России используются традиционные типы иконографии святого, в основном, заимствованные из памятников XIV–XVI вв. Значительное число изображений Димитрия Солунского, выполненных в технике иконописи, фрески и мозаики (в том числе житийные сцены), входят в состав современного убранства базилики великомученика Димитрия в Фессалонике.

 



 
PR-CY.ru