ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ - Страница 63

Ростовые изображения Димитрия Солунского и великомученика Георгия в молении Спасителю помещены на иконе 1784 г. из Солигаличского района (Краснодарский музей). Редкий вариант иконографии Димитрия Солунского – в 3/4-ном повороте, в одеждах мученика и с копьём – представлен иконой-краснушкой (вторая половина XIX в., Свердловский музей). Выразительные примеры трактовки образа Димитрия Солунского в стиле искусства барокко на иконах «Избранные святые» письма Дмитрия Молчанова (1734 г., частное собрание), «Великомученик Димитрий и преподобная Мария» письма И. Иванова из московской церкви во имя Пимена Великого в Новых Воротниках (1743 г., музей Андрея Рублёва); «Святитель Димитрий Ростовский, сеющий семена благочестия» (1750 гг., частное собрание) – святой представлен как небесный покровитель митрополита Ростовского Димитрия. Изображения Димитрия Солунского, выполненные на рубеже XIX и XX вв. под воздействием академического искусства, сохранились в монастырях Афона (возможно, созданы в мастерской русского монастыря великомученика Пантелеимона). В начале XX в. русский иконописец Виктор Доримедонтович Фартусов (1840–1914 гг.) рекомендовал изображать Димитрия Солунского так: «Типа греческого, молод, по сказанию жития муж, а потому следует писать его с бородой, хотя и небольшой; телосложением видный, лицо умное и худощавое от поста и воздержания; одежда воинская, через плечо широкая лента и красный богатый плащ, по латам дорогой пояс. Как храброму воину, следует давать в одну руку меч, а в другую хартию с его изречениями…» Хотя сцены «Жития Димитрия Солунского» могли быть включены в состав стенописей домонгольких храмов во имя святого (Димитриевский монастырь в Киеве, Димитриевский собор во Владимире), древнейшие сохранившиеся русские циклы относятся лишь к концу XV – XVI в. и представляют собой житийные иконы. Очевидно, в развитии житийной иконографии святого на Руси особую роль сыграл цикл на полях драгоценного оклада, созданного на рубеже XIV и XV вв., при митрополите Киприане, для древней иконы Димитрия Солунского из Димитриевского собора во Владимире (от оклада, утраченного в 1812 г., сохранился сканый венец; о существовании житийных сцен сообщают описи Успенского собора и архидиакон Павел Алеппский). О том, как выглядел оклад рубежа XIV и XV вв., исследователи судят по серебряному окладу 1586 г. на иконе-списке образа из Владимира, заказанной Дмитрием Ивановичем Годуновым для костромского Ипатиевского монастыря (Исторический музей). Житийный цикл на иконе из Костромы состоит из 15 сцен (16-е клеймо – помещённый в центре нижнего поля образ Димитрия Солунского в рост) и основывается на тексте «Жития» и описаниях посмертных чудес в древнейших собраниях чудес, зафиксированных в более позднее время.

 



 
PR-CY.ru