ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ - Страница 64

Это клейма, посвящённые назначению святого правителем Фессалоники, его проповеди и заключению в темницу, истории мученика Нестора и Лия (четыре клейма, в том числе два со сценой борьбы), смерти и погребению Димитрия Солунского. Посмертные чудеса – явление Иллюстрию ангелов и Димитрия Солунского, отказывающегося покинуть осаждённый город, чудо с Калояном, избавление Фессалоники от аваров и славян (изображение конного Димитрия Солунского, прогоняющего врагов от стен города), исцеление расслабленного эпарха Леонтия и избавление из плена двух девиц, вышивших образ Димитрия Солунского (последний сюжет, не известный византийской и поствизантийской иконографии, стал отличительной чертой русских циклов «Жития»). Необычайно подробный цикл, по количеству сцен превосходящий цикл середины XIV в. в росписях монастыря Дечаны, вероятно, стал основой для более поздних русских житийных икон, близких не только по составу, но и по иконографии некоторых сцен, явно восходящих к общему источнику. Таковы иконы: рубежа XV и XVI вв. (музей-заповедник Ростовского Кремля) с 14 клеймами (по сравнению с окладом кремлёвской и костромской икон отсутствуют сцены с двумя девицами и исцелением эпарха, но появляется изображение эпарха Леонтия, чудесно переправляющегося через Дунай с реликвиями святого); из новгородской Борисоглебской церкви в Плотниках (начало XVI в., Новгородский музей-заповедник) – с 14 клеймами (по составу цикл идентичен ростовскому, но вместо переправы Леонтия через Дунай показано его исцеление); из собрания Григория Матвеевича Прянишникова в Городце (первая половина XVI в., Нижегородский музей-заповедник) – с 14 клеймами (изображение чуда с Калояном перемещено в средник, отсутствует сцена проповеди святого, включены обе сцены с эпархом и чудо с двумя девицами; в сцене приведения Димитрия Солунского в темницу сохранилось изображение скорпиона, отсутствующее или утраченное на других иконах). Отличительной чертой близкого по составу предыдущим произведениям цикла из 16 сцен на новгородской иконе середины XVI в. из старообрядческого Покровского собора при Рогожском кладбище служит изображение бичевания святого. К той же традиции принадлежит икона с 12 клеймами из Введенской церкви села Лохта Тарногского района Вологодской области (Тотемское музейное объединение), отличительной чертой которой служит изображение Димитрия Солунского, победившего молитвой скорпиона. Подобные циклы были известны и в западноукраинском искусстве (икона с 10 клеймами конца XV в. из села Ладомирова, Шаришский музей в Бардеёве, Словакия); под воздействием житийной иконографии великомученика Георгия была создана икона XVI в. из села Флоринка (Национальный музей, Львов) с 9 сценами, среди которых рождество святого, низвержение идолов, бичевание жилами у столпа и истязание свечами.

 



 
PR-CY.ru