ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ - Страница 6

Сонеты Рустико ди Филиппо, написанные традиционным трагическим стилем, порой обладают значительными художественными достоинствами. Великолепен тридцать пятый сонет «Куда бы ни шёл я, ни брёл, ни взирал бы...» с его меланхолическим зачином, звучащим почти по-петрарковски. Но истинным новатором ди Рустико оказался в произведениях не развивающих, а пародирующих стиль куртуазной лирики. Сонету «Куда бы ни шёл я...» в комической части канцоньеры соответствует сонет о гротескно-уродливой старухе-сводне: «Куда ни идёшь ты, повсюду тащишь с собой ночной горшок...» Именно такого рода сонеты ди Рустико создали школу. На рубеже XIII и XIV вв. трагическая лирика «стильновистов» преобладала в одной Флоренции, на территории остальной Тосканы господствовала поэзия, которую современные итальянские исследователи именуют то «бурлескно-реалистической», то «буржуазно-реалистической», то просто «весёлой» или прямо «реалистической». Из последователей Рустико ди Филиппо наибольшей популярностью у литературоведов пользовался Чекко Анджольери (около 1260 – 1313 гг.), но, пожалуй, самым тонким и любопытным из них был Фольгоре ди Сан Джиминьяно (конец XIII – начало XIV вв.). Помимо Фольгоре и Чекко, к лирикам комического стиля принадлежали сер Якопо да Леоне, мессер Фино д’Ареццо, Иммануэль Римский, сер Пьеро де’Файтинелли, Никола Муша, Пьераччо Тедальди и многие другие поэты. Накануне эпохи Возрождения поэзия комического стиля образовывала в литературе Италии мощный, хотя пока ещё и малоизученный пласт. Говорить о каком-либо реализме или демократизме поэтов комического стиля исследователи считают вряд ли возможным. Рустико ди Филиппо изображал современную ему действительность во всей её повседневности и поверхности не потому, что видел в этом сущность действительности. Наоборот, он использовал в комических сонетах тривиальные выражения для комического отрицания земной, материальной действительности, которая для него (как и для большинства писателей Средневековья) не обладала подлинной реальностью и, следовательно, не заслуживала серьёзного к себе отношения. Материально-чувственная стихия (и в этом коренное отличие готики от ренессансного стиля) всегда лежит много ниже уровня земного, плотского человека, сохраняющего связь с Богом и заключающего в себе искру божественного начала. Готическая динамика предвозрожденческого комического стиля яснее всего выявляется в стихотворениях, трактующих центральную почти для всякой лирики тему – тему любви. В комическом мире любовь, как правило, облекается в форму похоти. Недоступная возлюбленная «серьёзного» ди Рустико оказывается податливой любовницей, и её характеризуют уже не слово «alma» («душа»), а словечко «cul» («задница»). Если в «серьёзной» части канцоньеро Рустико ди Филиппо звучат печальные жалобы на неразделённость высокодуховного чувства, то в его сонетах комического стиля, наоборот, выставляется напоказ ненасытность дамы, именуемой теперь просто «девкой». Снижение любви, а затем её аннигиляция с помощью гипербол, форсирующих движение к «материально-телесному низу», обнаруживаются у всех поэтов комического стиля.

 



 
PR-CY.ru