ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ - Страница 10

Если это верно, то пребывание Данте в Париже исследователи относят к 1309–1310 гг. Период, охватывающий 1302–1313 гг., был для Данте мучительным, но творчески плодотворным. В первые годы изгнания он принимал участие в попытках «белых» гвельфов вернуться во Флоренцию, но когда те пошли на соглашение с гибеллинами, отошёл от эмигрантских ссор и стал «сам своей партией». Ощущение одиночества усугублялось сознанием трагического разлада между человеком и миром. Поражение «белых» гвельфов, защищавших, казалось бы, правое дело и справедливость, предательская и своекорыстная политика папы Римского, готовность вождей «белых» гвельфов воевать против отказавшейся от них Флоренции в союзе с её врагами, явное торжество чистогана (хозяином в «чёрной» Флоренции оказался не Корсо Донати, а «денежный мешок» – Джери Спини) – всё это убеждало поэта, приступившего к работе над «Комедией», в том, что «нынешний мир сбился с пути». Тем не менее, Данте твёрдо верил, что может указать человечеству правильную дорогу. Именно эта беспримерная по титанизму вера помогла ему по-новому ощутить духовную связь с народом не одной Флоренции, а всей Италии и породила канцоны первых лет изгнания и «Комедию» (поэма была начата около 1307 г.), а также «Искусство поэзии на народном языке» (книгу, обычно называемую «О народном красноречии»), философское сочинение «Пир» и политический трактат «Монархия». В годы скитаний по Италии Данте стал «поэтом Справедливости». На смену «сладостному новому стилю» приходил стиль, который сам Данте назовёт «прекрасным» («lo bello stile») и который ряд исследователей напрасно пытались отождествить с готикой. Данте возводил свой «прекрасный стиль» к создателю классической «Энеиды» Вергилию. «Прекрасный стиль» прокладывал путь национальному стилю эпохи Возрождения – стилю Ренессанс. Данте перебрасывался комическими сонетами также с Чекко Анджольери, но эти сонеты не сохранились (видимо, он не придавал им большого значения). Соревнование с ди Рустико и Чекко в изображении «животной природы» человека в его планы не входило. Преодолевая «стильновизм», он стремился к целостному изображению действительности. Овладение формами и приёмами комического стиля понадобилось творцу «Комедии» не только для изображения обитателей Ада, но и для разработки собственного поэтического языка и собственного, индивидуального литературного стиля. От прозы на народном языке Данте вернулся к латыни, на которой написал трактат «Монархия». Созданию этого трактата сопутствовали важные события в жизни Данте и всего народа Италии. 27 ноября 1308 г. на сейме во Франкфурте кандидатом в императоры был избран Генрих VII, граф Люксембургский. Для того чтобы стать полноправным императором, ему надо было короноваться в Милане, а затем получить третий, императорский венец в Риме. Генрих VII изъявил готовность сделать это и в 1310 г. предпринял поход в Италию. Он объявил, что установит в Италии мир, распространив свою власть на все её города и государства, и уничтожит межпартийные распри. Это вызвало бурю надежд на лучшее будущее в самых различных общественных слоях – у гибеллинов, искони считавших себя императорской партией, у изгнанных из городов гвельфов, у предгуманистической интеллигенции, воспитанной на Тите Ливии и Цицероне и мечтавшей об укреплении светской власти, у крестьянских масс, уставших от войн и готовых приветствовать в императоре избавителя от гнёта феодалов, «жирного народа» и засевших в городах тиранов.

 



 
PR-CY.ru