ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ - Страница 2

Первое актовое упоминание о Данте Алигьери как общественном деятеле относится к 1296 и 1297 гг., уже в 1300 или 1301 г. он был избран приором. В 1302 г. был изгнан вместе со своей партией белых гвельфов и никогда больше не увидел Флоренции, умерев в изгнании; годы изгнания были для него временем скитальчества. В 1295 г. Данте, потомок крестоносца Каччагвиды, записался в цех аптекарей и врачей, чтобы иметь возможность активно вмешиваться в общественную жизнь Флоренции. Его политическая деятельность в родном городе продолжалась семь лет. Флорентийский хронист Джованни Виллани (1274/1280 – 1348 гг.), поэт и писатель Джованни Боккаччо и Леонардо Бруни (1370/1374 – 1444 гг.), историк и гуманист, приписывали ему одну из главных ролей в решении судеб Флоренции в бурную пору её исторического развития. Летом 1300 г. в течение двух месяцев Данте был одним из семи приоров Флоренции, т.е. входил в правительство. Он был свойственником семейства Донати, но присоединился к «белым» гвельфам, потому что они отстаивали свободу родины от покушений на неё папского Рима. Любовь к Флоренции и опыт политической борьбы формировали антитеократические идеи «Пира» и «Монархии». Уже в ту пору он был лирическим поэтом среди тосканских поэтов «нового стиля» (Чино из Пистойи, Гвидо Кавальканти и др.). Его «La Vita Nuova» («Новая жизнь») уже была написана; изгнание сделало его более серьёзным и строгим. «Новая жизнь», в которой «стильновизм» не только развивался, но и преодолевался, стала самым значительным произведением, вышедшим из школы «сладостного нового стиля». В ней Данте рассказал о своей великой любви к Беатриче Портинари, юной флорентийской даме, которая была замужем за Симоне деи Барди и умерла в июне 1290 г., когда ей не исполнилось и двадцати пяти лет (Данте написал «Новую жизнь» либо в 1292 г., либо в начале 1293 г.). Эпоха напряжённо искала новые пути в общественной жизни, поэзии, искусстве, философии. Говоря о «новой жизни», Данте имел в виду свою любовь, но эта любовь трактовалась им и как огромная объективная сила, обновляющая мир и всё человечество. Основное ядро «Новой жизни» образуют стихотворения. Из своей юношеской лирики Данте отобрал для неё 25 сонетов, три канцоны, одну баллату и два стихотворных фрагмента. Стихотворения «Новой жизни» симметрично сгруппированы вокруг второй канцоны «Младая донна в блеске состраданья», которая образует композиционный центр книги. Кроме того, стихотворения делятся на четыре группы, представляющие четыре разные манеры тосканской лирики. «Новая жизнь» – произведение композиционно продуманное и внутренне чрезвычайно целостное. В нём есть чёткий план, «сюжет» и даже движение «сюжета». Построение книги определённым образом связано с числом 9, которое будет играть большую организующую роль также и в «Божественной Комедии». Симметрия и «магия числа» унаследованы «Новой жизнью» от средневековых представлений об уравновешенности и замкнутости художественного произведения. Но в основном книга Данте построена по-новому, и её внутренняя структура не статична, а динамична.

 



 
PR-CY.ru