БОГОСЛОВИЕ - Страница 37

Николай Арсеньев, Надежда Городецкая и некоторые др. написали множество превосходных исследований о его воздействии на русское общество и культуру. Наиболее важные представители собственно духовной литературы – Иоанн Шаховской (с 1951 г. архиепископ Сан-Франциско), Александр Ельчанинов, Пётр Иванов, Софроний Сахаров и Антоний Блум. Изучение богослужения с богословской, исторической и «рубрицистической» точки зрения является результатом литургического движения, которое глубоко проникало жизнь всех христианских церквей в течение последнего полстолетия, в том числе и для православной церкви, несмотря на то, что литургическая жизнь и литургическое благочестие всегда занимали в ней центральное место. До 1917 г. русские богословские школы дали несколько первоклассных исторических исследований византийской литургии, но только после революции этот исторический и археологический интерес привёл к более глубокому богословскому интересу к смыслу богослужения и его отношения к другим богословским дисциплинам. В одной всесторонней работе профессора литургики в Свято-Сергиевском институте К. Керна (ум. в 1960 г.) и Киприана, нескольких интересных эссе было посвящено исследованию Евхаристии, дневного и недельного круга богослужения, эортологии (изучение праздников) и, наконец, рассматривались общие вопросы, имеющие отношение к самой задаче и методу литургического богословия (работа, выполненная за сорок лет, без сомнения, составит основу всего дальнейшего литургического изучения). В последнее время появилось глубокое преобразование и обновление агиологии – изучения святых и традиционных типов святости. В течение столетий жития святых, популярные как форма церковного благочестия (половина православной литургической гимнографии посвящена святым), были фактически исключены из любого серьёзного исторического и богословского исследования. Большое изменение имело место, главным образом, под влиянием Георгия Федотова – настоящего пионера новой русской агиологии. Он применил (очень оригинальным и творческим способом) достижения западной агиологии к изучению русских святых и создал стиль, которому следовали некоторые другие работники в этой области. Его собственная изданная работа включает эссе и монографии об отдельных святых (русских и западных), статьи по методологии, два тома по истории русского благочестия (киевского и московского), которые составляют выдающийся вклад в знание духовных аспектов жизни древней Руси. Хотя никакая формальная школа им не была создана, фактически любая ценная работа в этой области носит знак его влияния (некоторые интересные статьи о русских святых были изданы в Журнале Московской патриархии). Русское богословие всегда было склонно к истории, поэтому не удивительно, что даже когда отсутствовали условия для исторического исследования, русские богословы и учёные продолжали спрашивать и отвечать на исторические вопросы. Это чувство истории ещё больше обострилось национальной и духовной катастрофой революции. В области более обычной церковной истории монументальные синтетические работы А. Карташева и И. Смолича долго останутся непревзойденным в глубине их видения и широте эрудиции. Но работы, которым исследователи отдают первое место за последние сорок лет, – это два общих обзора русского религиозного и духовного развития Георгия Флоровского и Василия Зеньковского. Своими поучительными «Путями русского богословия» Флоровский выражал тезис, что главная трагедия русского богословского развития была в его отклонении от византийского христианского наследства и его западном «блуждании». В своей «Истории русской философии» Зеньковский защищал (в известном смысле) противоположную точку зрения. Не ограниченный религиозными темами, его тезис представляет русскую философию оригинальной главой в истории христианской мысли. Ценная работа была выполнена также Николаем Зерновым, создавшим первый общий обзор «религиозного Ренессанса» первых десятилетий XX в.

 



 
PR-CY.ru