АФОН, Святая гора - Страница 14

 

Составив «Нравоучение» и «Евхологион» в 1799 г., он приступил в 1794 г. к драгоценному, по мнению Порфирия, «Толкованию 7 соборных посланий» (напечатано 1806 г.) и всех «Посланий апостола Павла» (напечатано 1819 г.); перевел сочинения Феофилакта на новогреческий язык, приготовил к печати «Псалтирь Евенмия Зигабена» и 9 песней, назвав эту книгу «Сад благодатный». По просьбе афонских старцев, он составил «Новый сбор» житий святых – известия о жизни подвижников на Афоне, сочинив им службы (1809 г.). В 1805 г. написал новый «Синаксарь» на весь год, где помещены и указания наружности особенно известных святых. Последним трудом Никодима было «Исповедание веры», или апология в защиту себя от порицателей, изданное тоже в 1819 г. в Венеции. Кроме этих очень важных творений Никодимом написаны «Совиная ручная книга о хранении пяти чувств, фантазии, ума и сердца, и о духовных наслаждениях ума» (Вена, 1801 г.), «Благонравие христиан» (13 слов Никодима, Венеция, 1803 г.). В 1804 г. он написал книгу «Новая лествица, или толкование 75 степенных песней октоиха» (напечатано в 1844 г.). В 1806 г. – «Изъяснение канонов», которые поются накануне праздников (издано в 1836 г.). После Никодима следует упомянуть: 1) Христофора – монаха, жившего в ските Предтечи, принадлежавшем Иверу, напечатавшего в Константинополе в 1800 г. «Каноникон, или правила св. апостолов и соборов» с примечаниями из творений разных учителей; 2) Феодорита, иеромонаха, уроженца Янины, который своими вставками при печатании Никодимова Номоканона, скорее, повредил важности издания, вызвав оглашение его ошибок в патриаршем окружном послании. Он был игуменом Есфигмена и составил «Пернав Афона» и отдельно «Описание Есфигменского монастыря»; 3) Пахомия, из Тырнова, издавшего по-новогречески, ранее 1804 г., избранные слова Иоанна Златоуста и других великих церковных ораторов; 4) неизвестного монаха, издавшего в 1805 г. «Греко-турецкий словарь»; 5) монаха скита св. Димитрия, принадлежащего Ватопеду, составившего «Дверь покаяния», с канонами св. Димитрию (напечатано в 1806 г); 6) Онуфрия, монаха Ивера, написавшего «Жизнь Никодима» (1809 г.); 7) Прокопия Дендрина, архимандрита Русика, который напечатал в 1841 г. в Афинах «Катехизис», а потом – «Введение в Св. Писание», «О Богородице и Кресте животворящем» и «О наследственности прародительского греха» и 8) Кирилла, уроженца Смирны, протосингела константинопольской церкви, жившего до 1842 г. в Дохиаре, издавшего описание этого монастыря (напечатано в Бухаресте, 1843 г.). 9) Варфоломея из Кутлумуша, который родился в деревне Глики, на о-ве Имбросе, 22 декабря 1773 г., где учился неизвестно, но был в 1839 г. правителем имений монастыря Кутлумуш на этом о-ве. Оттуда его вызвал патриарх Григорий VI в Богословское училище, учрежденное в Фанаре, в Константинополе, где до половины июня 1840 г. он преподавал богословие, а затем до 1845 г. – в Халки, в качестве начальника и наставника тамошнего училища. По материалам, сообщенным археологом Андреем Мустоксиди, Варфоломей написал о своей родине «Историческое воспоминание об острове Имбросе» и «О монастыре Богородицы на острове Халки» (напечатано в Константинополе, 1846 г.). Из болгарских монахов на Афоне кроме Стефана, написавшего повесть «О хождении Богоматери на Афон», занимались сочинениями Паисий и его ученик Софроний, тоже архимандрит, и еще один Софроний. Паисий составил около 1762 г. и пустил в обращение на родине книгу свою «История славено-болгарская о народах, царях, и святых болгарских, и о всех деяниях болгарских».

 



 
PR-CY.ru