АФОН, Святая гора - Страница 13

 

После Максима Грека можно упомянуть только составителя «Краткой повести о Ватопеде» (1664 г.) иеродиакона Акакия, о котором упоминает в «Описании Афона» (1701 г.) врач Иоанн Коленин. За Акакием, в 1668 г., архимандрит Ивера, Дионисий, составил по славянским книгам на греческом языке «Сказание о проповеди апостола Андрея Первозванного в местности нынешней Европейской России», «О начале Руси и крещении ее» и «О христианстве в Грузии». Иерофей, иероманах Ивера, перевел на новогреческий язык творения Ефрема Сирина (Венеция, 1721 г.). Кесарий Да-Понте (монах, до пострижения Константин, умер в Ксиропотаме в 1784 г.) в 1746 г., еще будучи белецом, написал «Службу Св. Священномученику Ригину, епископу Скопело, с акафистом Кресту Христову». В 1763 г. напечатаны его же переложенные в греческие стихи слова св. Кирилла Иерусалимского: «Об исходе души и втором пришествии Иисуса Христа», «Разговоры с грешником Богоматери и искусителя» и «Сказание о Ватопеде». В 1766 г. Константин Да-Понте написал стихами «Зеркало библейских жен», а в 1770 г. – «Нравоучения», а после пострижения, в том же году – «Гимны Богородице», в числе 99, с тремя молитвами. В 1795 г. напечатано в Вене его стихотворное «Изъяснение Божественной литургии», да в рукописи остались стихотворная «История византийских царей от Константина Великого до Константина IX» (1453 г.), где приложены 30 жизнеописаний новых святых и мучеников (до 1743 г.). После Да-Понте в числе афонских литературных деятелей следует поставить Евгения Булгариса. После него Феоклит оставил в рукописи «Каноны святым» (1770 г.). Спасаясь в ските, Рафаил составил (в 1760 г.) акафист св. Великомученице Варваре. Макарий Кидониат составил описание Афонской лавры (Венеция, 1772 г.). Неофит Пелопонесский, учитель иеродиаконов в Кавсокаливском ските, написал 1775 г. службы нескольким афонским святым и жития отцов, подвизавшихся в монастыре Сумеви, настоятель которого, архимандрит Парфений Метаксопус, издал их в Лейпциге 1775 г., там же и тогда же напечатавший свою «Историю Трапезонтского царства». Агапий Критянин напечатал тогда же в Венеции «Феотокарион» – сказания о Пресвятой Богородице по афонским книгам, а в 1779 г. – «Грешных спасение», в 1797 г. под заглавием «Рай» (парадисос) – 24 жития святых на новогреческом языке, выбрав их из метафрастовых Четий-Миней (2-е издание, 1840 г.). В 1801 г. он же напечатал под заглавием «Хорошее время» еще 23 жития святых за март и другие месяцы до сентября. В 1803 г. он издал в Венеции «Кириакодромион» – поучения и беседы на воскресные дни; здесь же (в 1805 г.) «Эклогион» – выбор житии святых из Метафраста; подобное же издано в 1806 г. под заглавием «Новый рай». Душеспасительных книг еще больше Агапия написал Никодим (род. в 1748 г., ум. в 1809 г.), уроженец о-ва Наксоса, постриженик Дионисиата. Его первым трудом было предисловие к книге Евергетиса (издано в 1787 г.) «Добротолюбие» (Филокалия), с прибавлением кратких известий об авторах статей, в нее вошедших. Затем им были написаны «Об исповеди» (Ексомологитарион, 5 изданий, 1783–1842 гг.), «Невидимая брань», «Новый мартиролог», «Духовные упражнения», «Новый эклогион». Он собрал также все сочинения Григория Паламы, снабдив их примечаниями. Однако его рукопись, отосланная в Вену, там и осталась, не дождавшись печати. Занявшись составлением «Кормчей книги» (напечатана в 1800 г. в Лейпциге, 2-е издание 1841 г., в Афинах), он обработал службы Великой Субботы и издал (Венеция, 1796 г.) «Новый Феотокарион» (62 канона Богоматери, написанные 22-мя авторами, 2-е издание Константинополь, 1849 г. с характеристиками авторов).

 



 
PR-CY.ru