АФОН, Святая гора - Страница 15

Софроний (ум. в. 1815 г.) напечатал в 1806 г. в г. Рымнике первую болгарскую книгу «Собрание поучений на круглый год» (Кириакодромион) и составил «Жизнеописание архиепископа врачанского Софрония». Архимандрит Софроний в 1862 г. издал в Санкт-Петербурге «Краткую историю славено-сербской Хиландарской лавры». Из Галицкой Руси и нашей Малороссии известны Христофор, Феодул, Иоанн (Вишенский), Паисий (Величковский) и его ученик Платон, а из наших русских, иеромонах Серафим, в схиме Сергий (до пострижения Семен Авдеевич Веснин), известный под именем Святогорца и, земляк его, тоже вятский уроженец, монах Азария. Христофор и Феодул жили на Афоне в начале XVII в., и каждый из них написал отдельно опровержение книги польского иезуита Скарги «О единстве церкви». Их сочинения напечатаны в «Трудах Киевской духовной академии» за 1878 г. Иоанн (Вишенский), галичанин, монах Зографского монастыря, в 1596 г. написал против унии четыре сочинения и жил еще в 1621 г., потому что тогда на Соборе было решено «вызвать его с Афона». Послания Иоанна писаны по поручению александрийского патриарха Мелетия Пига, и они очень важны для уяснения условий жизни православных в польском управлении. Паисий (Величковский) написал на Афоне (в 14-ти главах) ответ кавсокаливскому скитнику Афанасию, молдаванину, взводившему на него клеветы, и перевел с греческого языка на славянский «Добротолюбие» и «Творения Исаака Сирина». Ученик Паисия, схимонах Платон, написал в немецком Вознесенском монастыре и в 1836 г. напечатал «Житие» своего учителя (ум. в 1794 г.). Сергий – Серафим (С. Веснин, род. в 1814 г., ум. в 1853 г.) написал под псевдонимом «Святогорца» «Письма к друзьям о св. горе Афонской» (издано несколько раз, 3-е издание, 1856 г., 3 части), заключающие много афонских легендарных сказаний; «Путеводитель по св. горе Афонской и указатель ее святынь и достопамятностей» (СПб., 1854 г.); «Русский нынешний Пантелеймонов монастырь на св. горе Афонской» (издано уже после его смерти, в 1854 г.), а также «Собрание сочинений Святогорца» (издано в 1858 г.). В 1912 г. Афон вошел в состав Греческого государства на правах автономии, а в 1924 г. его привилегии были признаны на международном уровне. Государственно-правовой статус Афона закреплен в действующей конституции Греции 1975 г. (в редакции 1986 г.): все монашествующие на Афоне считаются приобретшими греческое гражданство, земля Святой горы неотчуждаема, гражданское управление осуществляет префект Святой горы, по традиции назначаемый из числа профессоров теологического факультета Фессалоникийского университета. В его ведении – полиция, таможня и отдел регистрации иностранных граждан. Высшим законодательным и судебным органом монашеской республики является Чрезвычайное собрание двадцати настоятелей, исполнительная власть сосредоточена в руках 20-ти антипросонов, избираемых сроком на один год в Священный Кинот, который выполняет также функции суда второй инстанции. В компетенции Священной Эпистасии входит ценовая политика и надзор за соблюдением общественного порядка в Карее. Согласно действующему Уставу Святой горы (1926 г.), исключительным правом собственности Афона обладают 20 Священных царских патриарших ставропигиальных мужских монастырей (17 греческих и 3 славянских): Великая лавра во имя Афанасия Афонского, Ватопед в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, Ивирон в честь Успения Пресвятой Богородицы, Хиландар (сербский) в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Дионисиат в честь Рождества Иоанна Предтечи, Кутлумуш в честь Преображения Господня, Ксиропотам во имя сорока мучеников Севастийских, Зограф (болгарский) во имя Георгия Победоносца, Дохиар во имя свв. Архангелов, Каракалл во имя апостолов Петра и Павла, Филофей в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, Симонопетра в честь Рождества Христова, Св. Павла в честь Сретения Господня, Ставроникита во имя св. Николая Чудотворца, Ксенофонт во имя Георгия Победоносца, Григориат во имя св. Николая Чудотворца, Эсфигмен в честь Вознесения Христова, Русик (русский) во имя Пантелеймона, Констамонит во имя первомученика Стефана. Все перечисленные монастыри общежительные (киновиальные), другие монашеские учреждения Святой горы (скиты, кельи, каливы и пр.) могут быть и особножительными (идиоритмийными). Расцвет монашества и старчества Афон пережил в начале XX в., когда общее число насельников афонских монастырей достигло 7,5 тыс. человек (среди них русские составили около трети). Ныне монашеская жизнь на Афоне возрождается.



 
PR-CY.ru