АФОН, Святая гора - Страница 12

 

Литературные творения афонских подвижников до последнего времени не указывались в сочинениях, посвященных описаниям древностей и редкостей Святой горы. Хотя афониты оставили не особенно много, но было бы совершенно неверным сказать, что они ничего не писали. Так, св. Афанасий, основатель великой лавры, написал «Духовное завещание», касающееся благосостояния его обители, и «Церковный устав». Прот Иларион, родственник императора Алексея Комнена (1081–1118 гг.), составил повествование об искушениях, испытанных афонскими анахоретами при поселении среди них валахских семей. Савва Сербский написал «Указание жития сущего в монастыри Пресветые Богородице настовнице» (с хиландарской рукописи напечатано в Белграде в 1866 г.). Один из учеников св. Саввы написал его «Житие» в панегирическом роде. Григорий Синаит, афонский подвижник XIV в., написал «Канон отцам и троичные напевы, подвизавшимся на Афоне». Один из авторов-монахов, оставшийся неизвестным, написал «Вероисповедное послание иноков» к царю Михаилу Палеологу, когда он спешил ввести унию с латинами в монастыри Святой горы. Григорий Палама писал обличительные письма к еретикам Варлааму и Акиндину и отдельные – «Главы физические, богословские, нравственные, практические и очищающие от заразы Варлаама», равно и «Афонских исихастов о фаворском свете и о благодатном озарении», о чем Порфирий (Успенский) поместил указания в своем путешествии на Афон. Связь Руси с Афоном началась очень рано – с основателя русского монашества Антония Печерского, а хождения на Афон и пребывания там русских продолжались с XI до XIX вв. Так, ученик святого Сергия – Епифаний, совершивший путешествие на Восток, был на Афоне в XIV в. С конца XIV в. и начала XV в. связь с Афоном еще более укореняется. Рукописные сказания паломников, посещавших Царьград, Афон, а потом и Палестину, существуют уже в XV в., например, хождение Зосимы, иеродиакона Троице-Сергиева монастыря (1420 г.) и «Сказание о св. горе Афонской хиландарского старца Исайи», который приходил в Россию за милостыней (XV в). В XVI в. хождение за милостыней в Москву с Афона повторяется чаще, и для русских афонитами составляются описания о местах их подвижничества. Таких трудов есть два (за время Грозного), очень близких по времени: игумена Пантелеймонова монастыря – «Сказание о св. Афонской горе» (1561 г.), составленное по желанию московского митрополита Макария, собирателя известных Четий-Миней, а несколько раньше, вероятно, для того же святителя (1550 г.), – труд игумена Паисия. Сказание Иоакима напечатано архимандритом Троице-Сергиевой лавры Леонидом (Кавелиным) из рукописного сборника синодальной библиотеки конца XVII в. (1882 г.), в издательстве Общества любителей древней письменности. После овладения Константинополя турками из монахов, живших на Афоне, одни сочиняли, а другие занимались печатанием. Из первых, Критовул, в 1468 г. описал жизнь султана Мохаммеда II и поднес ему этот свой труд (предисловие к которому напечатано К. Тишендорфом в 1860 г.). В 1480 г. в Арте родился известный в России ватопедский монах Максим Грек, присланный в Москву по просьбе царя Василия Ивановича протом Симеоном в 1517 г. Он скончался в Троице-Сергиевой лавре. Его сочинения (хотя в Москве и других местах рукописные) должны быть тоже отнесены к литературе афонских деятелей с первой половины XVI до второй половины XVII вв.

 



 
PR-CY.ru