АФОН, Святая гора - Страница 11

 

Храм архистратигов – выше всех афонских церквей, облицован мрамором; в переходе из храма в трапезу написаны все три первых настоятеля. В одном из придельных храмов находится чудотворная икона Богоматери «Скоропослушница», о которой существует легенда, равно как и о чудесном образовании колодезя (1299 г.), называемого «священным». Дохиар – один из древнейших монастырей на Афоне, он управляется эпитропами. Земли на полуострове у него меньше прочих, но близ Солуня есть дачи. Монастырь Кастамонит (т.е. среди каштанов) находится в часе ходьбы от Дохиара к востоку, в пяти часах пути от Кареи, среди леса каштановых деревьев, подле источника. Афонские предания приписывают основание монастыря сыну Константина Великого, Констанцию, соорудившему храм во имя первомученика Стефана, при котором образовался скит. В главном храме Кастамонита хранится присланная будто бы основателем часть мощей его равноапостольного родителя (кость от плеча). Документальные же свидетельства указывают на императора Мануила Палеолога (1391–1426 гг.) как на восстановителя Кастамонита, но он мог быть и его основателем. Благодетелями монастыря были молдавский воевода Петр (1593 г.), а также валахские и сербские владетели. Однако древнее мануиловской грамот нет. Владения монастыря на Афоне простираются по берегу на два часа пути и в высоту по горе до полутора часа, но средствами содержания монастырь не обилен, и монахи в нем – строгие аскеты. Монастырь Зограф (т.е. живописный) – последний на Афоне. Он расположен в чаще леса, среди высот, над пропастью с западной стороны, на северо-западном склоне, недалеко от перешейка, на одинаковом расстоянии как от Хиландаря, так и от Кастамонита – в двух часах пути. Основан Зограф в царствование Льва Философа (886–912 гг.) тремя братьями, уроженцами г. Ахриды, из Болгарии. Они расселились вначале в кельях, на отдельных столпах, но потом соорудили общий храм, получив в молитве откровение посвятить его великомученику Георгию, лик которого якобы сам изобразился на доске, приготовленной для иконописи. Своего покровителя, чудесно изобразившего себя, основатели назвали живописцем («Зограф»), и от иконы получил название сам монастырь, куда стали приходить богомольцы, привлеченные слухом о чуде, особенно, когда из Палестины достигла до столицы молва об исчезновении изображения св. Георгия, в монастыре близ Лидды. Тамошние монахи пришли на Афон и признали образ в Зографе тождественным изображению, которое было у них. Лев Философ и болгарский царь Иоанн тоже были привлечены молвой в Зограф на поклонение чудотворному изображению св. Георгия и пожертвовали значительные вклады на достройку обители. При Михаиле Палеологе (1259–1282 гг.) Зограф был разорен, а возобновлен молдавским воеводой Стефаном в 1502 г. Существующие теперь здания сооружены в XVIII в., а соборный храм, в котором есть три иконы великомученика разного времени, был построен только в 1801 г. Древнейшая чудотворная икона помещена у колонны правого клироса, а две копии с нее, поступившие в обитель из других мест, считаются чудотворными, согласно легендам о них. Вторая икона, согласно сказанию, приплыла морем из Аравии, а третья – Стефана Душана, была найдена им по видению и сопутствовала ему в боях. Зограф основал общежитие только в 1849 г., принадлежит болгарам. В получасе от него находится скит Черный вир, принадлежавший до 1830 г. малороссиянам. В главном его храме – придел Печерских угодников. Афон во все времена был одним из ведущих интеллектуальных, культурных и духовных центров православного мира, воспитавшим целую плеяду выдающихся христианских подвижников: исихастов Никифора Афонского, Григория Паламу, старцев Паисия Величковского, Силуана Афонского (XIX–XX вв.) и др.

 



 
PR-CY.ru