АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ - Страница 4

В 1990 гг. началось возрождение ислама в Астраханской области – развернулись строительство и реставрация мечетей в населённых пунктах области, в 1997 г. открыто медресе «Хаджи-Тархан». На развитие ислама в Астраханской области оказывают влияние мусульманские центры Уфы, Москвы, Казани, Саратова, Дагестана и др., а также беженцы из республик Средней Азии и Северного Кавказа. В 2001 г. в Астраханской области было пять буддистских общин (расположены, в основном, в Лиманском районе, четыре зарегистрированы), буддизм исповедуют преимущественно калмыки. Распространение буддизма на территории Астраханской области связано с тем, что в начале XVII в. калмыки, у которых буддизм был национальной религией с конца XVI в., получили разрешение кочевать в незаселённых степях Российского государства, в том числе в Нижнем Поволжье. До конца XVIII в. калмыки поддерживали тесную связь с Тибетом, однако после проведения в конце XVIII – начале XIX вв. реформы по управлению калмыкским народом в каждом улусе стали избирать собственного верховного ламу. Окончательно буддистская сангха у калмыков оформилась в XIX в. после признания российским правительством буддизма «терпимым» вероисповеданием. По положению 1834 г. сангха отстранялась от гражданских дел. Положение 1847 г. упразднило «Ламайское духовное правление», и все полномочия перешли к ламе калмыкского народа, который назначался Сенатом с согласия Министерства государственных имуществ. До XVIII в. у калмыков строились преимущественно кочевые хурулы, на рубеже XVIII–XIX вв. появились стационарные богослужебные здания, самым значительным из которых является Хошеутовский хурул (село Речное Харабалинского района), построенный князем Тюменем в честь победы в Отечественной войне 1812 г. После издания 20 марта 1917 г. Временным правительством постановления «Об отмене вероисповедальных и национальных ограничений» в июле в Астрахани состоялся съезд мирян и буддистского духовенства астраханских, енотаевских и терских калмыков, на котором были сформированы органы духовного управления и принято решение об увеличении количества хурулов в регионе. 1917–1929 гг. стали временем расцвета буддизма в Астраханской области, когда было построено большое число хурулов и дацанов. В результате антирелигиозной политики советской власти к началу 1980 гг. в Астраханской области не осталось ни одной буддистской общины. Ситуация изменилась в 1990 гг., центром возрождения буддизма в Астраханской области стал Лиманский район, в котором началось строительство хурулов. Усилиями руководства Астраханской области проводится реставрация Хошеутовского хурула. Несмотря на то что большинство астраханских калмыков высказываются за возрождение духовных и национальных традиций и связывают этот процесс с возрождением буддизма, буддистские общины пока немногочисленны и оказывают влияние на религиозную ситуацию в регионе только в Лиманском и Наримановском районах. Иудаизм представлен в Астраханской области общиной, зарегистрированной в 1997 г. Иудаизм существовал на территории Астраханской области в VII–IX вв. в качестве государственной религии Хазарского каганата и исчез после падения каганата. Вновь иудаизм появился в Нижнем Поволжье в процессе расселения евреев после 1804 г., когда им было дозволено проживать в Астраханской и Кавказской губерниях. В 1990 гг. в Астрахани было начато восстановление синагоги «Сфард», одной из двух синагог, существовавших в начале XX в.

 



 
PR-CY.ru