АССИРИОЛОГИЯ - Страница 5

Например, в четвёртой Книге Царств (18:17) говорится: «И послал царь Ассирийский Тартана и Рабсариса и Рабсака из Лахиса к царю Езекии с большим войском в Иерусалим». Из ассирийских текстов исследователям стало известно, что слова, которые принимали за имена ассирийских военачальников, – это названия высших должностей при ассирийском дворе: «тартану» или «туртанну» означает (верховный) «полководец», «Рабсариса» (раб ша реши) – «старший над (придворными) евнухами», «Рабсака» (раб шакэ) – «главный виночерпий». Сведения Книги Есфирь о преследовании Ксерксом евреев в начале его правления получают подтверждение и исторический контекст после расшифровки надписей Ксеркса, позволяющих исследователям составить представление о репрессиях, которые тот обрушил на различные храмы и культы покоренных народов именно в начале своего царствования (см. Артаксеркс). По книге Бытия (4–5), важнейшую роль в начальных звеньях древнееврейской генеалогии играет Шет (см. Сиф); по данным ассирологии ряд учёных предположили, что речь идёт о легендарном предке исторических племён сутиев-аморреев (западносемитских народов II тыс. до н.э.) и о выделении древнееврейских племён из аморейской среды. Племя Вениамина они возводят к известному по клинописным памятникам племенному союзу месопотамских аморреев Биниямина. Ветхий Завет систематически употребляет слово «аморреи» как название доеврейского этноса, доминирующего в Заиорданье и проникающего в Святую землю; ассирология показывает, что это слово могло употребляться в подобном смысле только населением Месопотамии во II тыс. до н.э. и их потомками и тем самым подтверждает предание о выселении древних евреев в Ханаан из Месопотамии в ту эпоху. Данные ассирологии дают учёным сравнительный материал для исследования основных концепций и сюжетов Священного Писания (шумеро-аккадский миф о потопе, документы о деятельности «пророков» и пророчествах в Месопотамии; аморрейские племенные генеалогии, упоминающие Адама, Сифа и, возможно, Ноя и др.). В этой научной области, на стыке ассирологии и библеистики, разворачивается особенно ожесточённая полемика между школами – от сугубо традиционалистских взглядов Б. Кауфмана и его последователей до «панвавилонистской» и во многом повторяющей её современной гиперкритической концепции (согласно которой большинство ветхозаветных данных, имеющих аналогии в клинописных материалах, были прямо заимствованы оттуда, причём очень поздно, в VII–IV вв. до н.э.). Исследователи отмечают, что и текст Священного Писания, в свою очередь, проясняет «тёмные места» ассирологии. Так, Книги пророков, особенно Иеремии и Иезекииля, содержат много сведений по политической истории всего Ближнего и Срднего Востока второй половины VII – середины VI вв. до н.э., не известных по другим источникам; без этих сведений, как отмечают исследователи, многие события и явления этого важнейшего периода «перехода империи» от Ассирии через вавилонян к персам не поддавались бы реконструкции.



 
PR-CY.ru