АССИРИОЛОГИЯ - Страница 3

Родоначальником академической преемственности в отечественной ассирологии исследователи считают Владимира Казимировича Шилейко (1891–1930 гг.), который был одновременно первоклассным поэтом-переводчиком, знатоком аккадского языка и литературы, шумерологом и хеттологом. Его ученик Александр Павлович Рифтин (1900–1945 гг.) возобновил преподавание ассирологии уже в Ленинграде в 1933 г. Он и его ученики создали научную базу современной отечественной ассирологии. Современная ассирология как наука распространена во всех развитых странах мира, но Германия по-прежнему остаётся одним из важных центров ассирологии. Среди немецких учёных исследователи называют Вольфрама фон Зодена, составившего Аккадский словарь (1965–1981 гг.) и грамматику аккадского языка (1952, 1995 гг.). Главный центр западной ассирологии переместился в США, где большую роль в создании ассириологической школы сыграл учитель фон Зодена Бенно Ландсбергер. Крупнейшими американскими ассириологами являются также выходцы из Германии и Австрии – Адольф Лео Оппенхейм, Арно Пёбель, Торкильд Якобсен, Игнас Гелб, Альбрехт Гётце и др. Продолжается издание 30-томного словаря аккадского языка (The Chicago Assyrian Dictionary), начатое А.Л. Оппенхеймом и его учениками. Менее крупные центры ассирологии есть в Европе (Великобритания, Франция, Чехия и др.), Израиле и арабских странах. Современная российская ассирология стремится удержать высокий уровень, достигнутый ею в 1960 гг. и связанный, прежде всего, с успехами ленинградской школы востоковедения и её лидера Игоря Михайловича Дьяконова. Из современных российских ассириологов исследователи выделяют, в первую очередь, Веронику Константиновну Афанасьеву (культура Месопотамии, шумерская литература), Магомета Абдул-Кадыровича Дандамаева (социальные отношения в поздней Вавилонии), Ирину Трофимовну Каневу (шумерский язык), Игоря Сергеевича Клочкова (культура и менталитет древней Месопотамии), Леонида Ефимовича Когана (собственно филология и сравнительная семитология). Одной из объективных трудностей ассирологии в современный период, по мнению исследователей, стал объём данных, накопленных учёными, прежде всего, вновь найденных и публикуемых текстов. После Второй мировой войны преобладает тенденция к узкой специализации. Критические переиздания памятников последних десятилетий ХХ в., сведённые в огромные корпуса и многотомные серии (например, проект «Царские надписи древней Месопотамии»), учёные пытаются противопоставить фрагментаризации и разбросанности своих исследований и публикаций. Многие проблемы преодолеваются междисциплинарными исследованиями. В методологической сфере западной ассирологии господствует филолого-фактографическое направление, в России до недавнего времени больше изучали социально-экономические явления.

 



 
PR-CY.ru