АССИРИОЛОГИЯ

АССИРИОЛОГИЯ – комплексная гуманитарная дисциплина, изучающая историю, языки и культуру древнемесопотамской (шумеро-аккадской) цивилизации, существовавшей с конца IV тыс. до н.э. по IV в. до н.э. и пользовавшейся особой словесно-слоговой письменностью, так называемой клинописью, восходящей к древнейшей шумерской пиктографии. В сферу внимания ассирологии входят также все многочисленные общества и культуры древности, которые использовали шумеро-аккадскую клинопись для создания текстов на аккадском языке (который одно время имел статус международного) или для записи шумеро-аккадскими знаками текстов на собственных языках (Эбла III тыс. до н.э., ханаанские царства, Угарит и страны хетто-хурритского мира во II тыс. до н.э., Урарту, Элам и Ахеменидская Персия). Первые находки, связанные с зарождением ассирологии, были сделаны в Персии. Ещё в XVII в. европейские путешественники обращали внимание на развалины Персеполя – столицы персидской династии Ахеменидов. Первые зарисовки клинообразных знаков сделал итальянский купец Пьетро делла Валле (1621 г.). В 1765 г. персепольские надписи изучал датчанин Карстен Нибур, непосредственных результатов в расшифровке клинообразных персидских надписей добился в 1802 г. немецкий филолог-классик Георг Фридрих Гротефенд. Полная расшифровка персидской клинописи была осуществлена к середине 1830 гг. благодаря трудам англичанина Генри Кресвика Роулинсона, француза Эжена Бюрнуфа, норвежца Кристиана Лассена и ряда других учёных. Большое значение при этом имела Бехистунская надпись Дария I, сделанная на персидском, эламском и аккадском языках и найденная в Западном Иране. Сопоставление трёхъязычной надписи во многом способствовало пониманию клинописи. Поскольку подобные находки в городах древней Ассирии были обнаружены раньше, то письменность и передаваемый ею язык стали называть «ассирийскими». Анализ известных исторических фактов и ассиро-вавилонских собственных имён привёл учёных к выводу, что ассирийский язык – семитский. Семитские же языки (древнееврейский, арамейский, сирийский, арабский и др.) были хорошо известны. Принадлежность аккадского языка к семитской семье облегчила расшифровку ассирийских и вавилонских надписей. Образование ряда школ ассирологии в конце XIX в. тесно связано с развитием протестантской и католической школ библеистики. Наиболее известное течение «панвавилонизм» возникло в Германии на рубеже XIX и XX вв. и опиралось на протестантскую библеистику. Представителями этой школы были Франц Делич, Гуго Винклер, П. Йензен, А. Иеремиас. В полемике с протестантами и панвавилонизмом стала развиваться католическая ассирология. Франц Куглер сделал критический анализ работ Г. Винклера, П. Йензена и др. А. Даймель создал учебник шумерского языка и свод шумерских идеограмм в нескольких томах, который используется до настоящего времени; основал журнал «Orientalia» – одно из важнейших ассириологических изданий, дающее полную библиографию работ по ассирологии, включая и издаваемые в России. Регулярное археологическое освоение Месопотамии началось несколько раньше, чем была прочитана клинопись. В 1820 г. англичанин К.Дж. Рич предпринял попытку раскопать в окрестностях города Мосул древнюю Ниневию. Вскоре К.Дж. Рич умер от холеры, а его находки (несколько десятков глиняных табличек с письменами, цилиндр с такими же знаками и другие предметы) были отправлены в Британский музей.

 



 
PR-CY.ru