Религия римлян - Страница 9

Древнейшей была коллегия «Арвальских братьев», состоявшая из двенадцати пожизненных членов: весной они приносили в священных рощах жертвы богам плодородия и исполняли старинные гимны, ведали обрядами в честь земледельческих божеств Марса, Dea dia и др. Луперки – жрецы скотьего бога Фавна; в праздник луперкалий они бегали полуголые, в одних набедренных кожаных повязках, изображая волков, и хлестали ремнями нерожающих женщин, чтобы избавить их от бесплодия (в обрядах луперков сохранились остатки древнего оргиастического аграрного культа). Важнейшее место занимала коллегия понтификов во главе с Великим понтификом («строящий мост» – между богами и людьми), избираемым пожизненно. Они надзирали за другими коллегиями, ведая составлением календаря, обрядами, жертвами, а также давали заключения при гаданиях и т.п. Коллегии жрецов обнаруживали различные знамения и толковали их, основываясь на древних учениях. Великий понтифик надзирал также за вечным огнём в храме покровительницы римского народа богини Весты, за всей деятельностью этого храма и самих жриц богини – весталок, которые поддерживали огонь в очаге храма богини Весты как символ незыблемости государства. В институтах римского жречества сохранялись и другие глубоко архаичные пережитки. Например, недалеко от древнего города Ариции, на берегу озера Неми, в лесу, посвящённом богине Диане, находилось святилище, охраняемое жрецом, который носил своеобразное имя – rex Nemroensis («Лесной царь»). Этот «царь» был, впрочем, несчастнейшим существом: его мог по обычаю убить всякий, кто хотел занять его место. Для этого претендент должен был только (войдя в священную рощу) сломить с одного из деревьев «золотую ветвь», после чего он мог напасть на «лесного царя» и убить его мечом. Вот почему этот «царь»-жрец постоянно караулил дерево с обнажённым мечом в руках, не зная ни часу отдыха. Понятно, впрочем, что желающих занять эту почётную, но опасную должность находилось мало: обычно это были беглые рабы, которым нечего было терять. Этот странный обычай, сохранявшийся вплоть до императорской эпохи (он соблюдался ещё во II в. н.э.), послужил отправной точкой для исследований британского религиоведа, историка религии, антрополога и культуролога Джеймса Джорджа Фрэзера (1854–1941 гг.) о «золотой ветви». На основании огромного сравнительного материала, занявшего целых двенадцать томов, он попытался выяснить, из каких элементов складывалась традиция столь необычного порядка замещения должности жреца Дианы Арицийской, и что вообще представляли собой этот обычай и связанные с ним верования. Дж. Фрэзер установил, что здесь перед нами комплекс глубоко древних поверий, относящихся к олицетворению духа растительности. «Лесной царь» – человеческое воплощение духа священного дерева – дуба, как бы его живой двойник. Дух дерева и тем самым душа жреца таинственно связаны с омелой, паразитическим растением, которое встречается на дубе, и которое тоже считалось священным. Сломив ветвь омелы («золотую ветвь»), можно как бы овладеть душой её хранителя – жреца, после чего нетрудно было его и умертвить. Само же умерщвление – остаток древних человеческих жертвоприношений, связанных с аграрным культом плодородия. Римские жрецы не занимались разработкой богословских проблем, религиозной идеологией. В Риме, где не было философских школ, широкое развитие получила такая форма общественного сознания, как правосознание, правотворчество, юриспруденция. Соответственно в религиозные верования привносилась правовая государственная регламентация: официально закреплялся пантеон богов, порядок их почитания, устанавливались общие для всего народа Рима и для городских и сельских общин праздники. Жрецы (а также их объединения) ни в какой степени не были обособлены от общественной жизни. Жреческие должности занимались, как и любые другие должности, светскими людьми, с той лишь особенностью, что они были обычно пожизненными. Можно было совмещать сан жреца с общественной деятельностью, но зачастую он был лишь почётным званием. Официальный государственный культ носил открытый, публичный характер. Важнейшие жреческие коллегии Рима находились целиком во власти патрициев, полноправных граждан государства. Жреческие должности в древнейший период были в их руках одним из орудий борьбы против плебеев, которые, естественно, добивались доступа к жреческим должностям, особенно к таким, как понтификат. По «закону Огульниев» в 300 г. до н.э. плебеи, наконец, получили право занимать должности понтификов, и это было важным шагом к уравнению их в правах с патрициями. После этого закона в руках патрициев осталась только часть жреческих должностей, не имевших уже большого политического значения: должности старших фламинов, луперков, салиев, «царей священнодействия» и весталок. В более позднее время борьба за демократизацию государственного строя привела к принятию «закона Домиция» (104 г. до н.э.), по которому должности понтификов и авгуров стали замещаться на выборах в народных собраниях. Этот закон был отменён во время реакции Суллы (81 г. до н.э.), но восстановлен в консульство Цицерона (63 г. до н.э.).

 



 
PR-CY.ru