Религия римлян - Страница 2

Легенда о том, что римляне пригласили на царство сабинянина Нуму Помпилия, означает, что сабиняне на какое-то время одержали верх (иногда верх одерживали этруски). Так, вскоре после основания Рима (если не с самого его основания) город перешёл под власть этрусского союза племён, в котором процесс образования государства был более продвинутым. Этруски были сильнее и на суше, и на море, поэтому латины были вынуждены заключить против них союз с альбанцами. Важным фактором ускорения государственно-политического развития италийских и этрусских народов было влияние эллинов. Победившее племя приходило со своими верованиями и культами, стремясь распространить их среди побеждённых. Так, Нума Помпилий к двум уже бывшим богам (Юпитеру и Марсу) присоединил ещё одного – Квирина, воздвиг храмы богини Весты, Верности и Термина, но при нём ни разу не открывались ворота храма бога Януса. Он же создал новую коллегию жрецов – салиев, а грозного бога Юпитера якобы заставил довольствоваться не жертвоприношениями в виде человеческих голов, а головками лука (что говорит об остроте религиозной войны, которая всегда сопутствует войне политической). Этрусское господство закрепило государственно-политическое содержание царской власти; от них заимствованы её регалии, переняты многие полномочия: цари обладали особыми знаками своей власти – скипетром, короной, особой одеждой, появлялись в сопровождении отряда телохранителей-ликторов с особыми топорами в связке прутьев. Всё это (и регалии, и ликторы) было перенято у этрусских вождей. Власть царя не была наследственной, согласно римской традиции правитель сам определял своего преемника. Цари – это организаторы войска и военачальники в походах, им принадлежало право устанавливать законы общины – главным образом религиозные и культовые. Царь являлся политическим, военным и религиозным вождём. Его полномочия имели как обычный, так и священный смысл, однако он не мог вмешиваться во внутреннюю организацию и жизнь рода, тем более в отношения римской семьи, потому что род – основная единица раннеримского общества и государственного уклада, принадлежность к которому выражало наличие статуса полноправного гражданина. Род являлся также субъектом землепользования, наследником имущества сородичей. Внутренне род подразделялся на семьи (familia), каждая возглавлялась отцом семейства, который обязательно должен быть членом рода. Римская религия первоначально почти не знала красочных мифов, и в ней долго отсутствовало чёткое представление о богах. Считалось, что сверхъестественные силы заключались во всех предметах и существах и не имели определённого облика и пола. Римляне называли их просто «нумина» – «силы» (отсюда понятие «нуминозное»). Образы римских богов (в отличие от красочных и ярких порождений греческой религиозной мифологии) были бледными и сухими (таким же сухим, трезвым и строго формальным был в Риме и культ этих богов). Какой-либо мистики, попыток войти в интимное общение с божеством римская религия (по крайней мере, официальная) совершенно не знала. Культ сводился к выполнению в строго определённые моменты и в точно предписанных формах известных обрядов, жертвоприношений, к произнесению узаконенных формул. Не допускалось никакого отклонения ни в действиях, ни в словах обращений к богам от установленного шаблона. Сами молитвенные формулы представляли собой точное и мелочное перечисление того, что молящийся предлагает божеству, и тех благ, которые он за это ожидает. Чтобы избежать сомнений, слова молитвы подкреплялись жестами: упоминая землю, надо было прикоснуться к ней рукой; произнося имя Юпитера – поднять руки к небу; говоря о самом себе, молящийся ударял себя рукой в грудь. Особенно важным считалось назвать правильно имя бога, в противном случае молитва теряла свою силу. Поэтому в молитвенных формулах делались обычно оговорки, которые должны были застраховать от возможных ошибок (например, «Юпитер благой и великий или каково бы ни было имя, угодное тебе»). Однако строгий формализм в выполнении обрядов сочетался со своеобразным искусством обманывать богов, создавая видимость жертвы с минимальными затратами. Например, вместо того, чтобы принести богам в жертву столько-то голов (скота или людей), римлянин довольствовался поднесением богам такого же количества головок чеснока. Пунктуально выполняя свои обязательства перед богами, римлянин в то же время не хотел давать им ничего лишнего. В этой черте религии (как и в отсутствии яркой и образной мифологии), видимо, сказался национальный характер римского народа, практичного, расчётливого, не склонного ни к эксцессам, ни к полётам поэтической фантазии. Отсутствие чётких представлений о богах способствовало принятию в римский пантеон культов соседних и покорённых племён. Главным в Древнем Риме был официальный, государственный культ, связанный, прежде всего, с самим городом. Именно формирование Рима как города-полиса обусловило основные особенности его религии.

 



 
PR-CY.ru