Религия римлян - Страница 4

В надписях нередки обращения к живым от имени умершего с просьбой вспомнить его добрым словом, совершить небольшое приношение и пр. Души безродных покойников (так называемые ларвы и лемуры) считались злыми, т.к. их некому было покормить. Чтобы смягчить или отогнать их, устраивались особые обряды – лемурии, справлявшиеся в мае. К числу древнейших слоёв римской религии принадлежали также земледельческие и скотоводческие обряды и верования. В отличие от родовых форм культа, преимущественно патрицианских и городских, эти земледельческо-скотоводческие культы были сельскими и плебейскими. Однако резкой грани между теми и другими не было, поскольку само разделение города и деревни для Древнего Рима было весьма условным. Сельскохозяйственные верования и обряды занимали видное место в религии римлян, о чём свидетельствует уже тот факт, что многие из важнейших божеств римского пантеона, получившие впоследствии разнообразные функции, были по своему происхождению связаны именно с земледельческо-скотоводческими культами. Так, например, Марс, в классическую эпоху в официальном римском пантеоне выполнявший функцию бога войны, первоначально являлся верховным богом одного из италийских племён, считался божеством-покровителем земледелия и скотоводства, весны и оплодотворения. Ему был посвящён первый весенний месяц – март, когда в честь Марса устраивались празднества (в процессе приобщения к союзу племён он получил узкую более специализацию). Бог Фавн считался покровителем скота, богом пастухов, которые устраивали в честь его в конце зимы (17 февраля) весёлый оргиастический праздник – луперкалии. Богиня Венера, позже отождествлённая с греческой Афродитой и ставшая богиней любви и красоты, первоначально была божеством садоводства и виноградарства. Богом виноделия был также Либер, чисто плебейское божество. С земледелием был связан бог посева Сатурн, которого чествовали весёлыми обрядами сатурналий в декабре, перед первым посевом, а также покровительница хлебных злаков Церера. Бог рубежей Терминус был вначале, вероятно, охранителем полевых меж и границ (земледельцы справляли его праздник 23 февраля). В сложном образе Юпитера тоже присутствовал элемент земледельческих верований: он считался покровителем винограда и в этом своём качестве отождествлялся с Либером. Были, наконец, и разные другие божества, как Опа, Консус, богиня пастухов Палеса и пр., представлявшие собой олицетворение отдельных сельскохозяйственных работ или связанных с ними явлений природы. Помимо уже упомянутых сатурналий и луперкалий римляне справляли ещё такие праздники, как цереалии (апрельский праздник посева в честь Цереры), апрельские и августовские виналии с жертвоприношениями Юпитеру, консуалии – праздник жатвы, справлявшийся в августе, февральские терминалии и ряд других сельских праздников. Сложный состав римского пантеона был порождён в значительной мере пестротой и сложностью происхождения самой римской общины. В состав этого пантеона вошли многие божества тех племён и родов, чьими покровителями они прежде считались. Римская община составилась из латинских, сабинских, этрусских и, может быть, иных племенных и родовых групп, но удельный вес каждой отдельной группы остаётся в ней для исследователей не совсем ясным, а поэтому не всё ясно и в вопросе о происхождении сонма римских богов. Римляне сами различали в классический период в своём пантеоне две группы божеств: dii indigetes – старые, туземные, отечественные боги, и dii novensides (novensiles) – новые боги, пришельцы. Однако и в составе первой группы ими выделяются божества разного племенного происхождения. Некоторые исследователи, правда, сомневаются, что эти две группы (dii indigetes и dii novensiles) соответствуют разделению на старых и новых богов (смысл этих обозначений действительно не очень-то ясен). Наиболее спорным остаётся вопрос об этрусском вкладе в римский пантеон (вообще этрусская проблема поныне остаётся нерешённой). Кое-кто приписывает этрусское происхождение богу Меркурию, богиням Минерве и Юноне; есть мнение, что Юпитер стал верховным богом римлян под влиянием этрусков, чтивших в качестве верховного бога олицетворение молнии (Теодор Моммзен (1817–1903 гг.), напротив, полагал, что культ Минервы, а также Нептуна заимствован этрусками от италиков). Но большинство римских божеств, видимо, местного италийского происхождения: они включались в римский пантеон по мере разрастания римской общины, вхождения в неё новых племён и областей. Так, Диана была, как полагают исследователи, местным божеством Арицией, Венера – древней италийской богиней садоводства, Марс (Маворс, Мармар) был, видимо, племенным богом сабинян – покровителем земледелия; конечно, не случайно созвучие его имени с названием сабинского племени марсов. На римском Палатине существовал древний центр культа Марса, но исследователи полагают, что это означает лишь древность элемента сабинян в составе римского населения.

 



 
PR-CY.ru