В начале 325 г. Константин особым повелением пригласил всех епископов империи в Никею, взяв на себя все издержки их путешествия и пребывания в Никее. Догматический вопрос, который предстояло решить, состоял в следующем: нужно ли признавать Сына Божьего Богом, равночестным с Богом Отцом, или следует считать Его лишь совершеннейшим из творений. Были также сторонники третьей точки зрения, которые признавали Сына Богом, но Богом не равного достоинства с Отцом. Характерно, что на Собор прибыли епископы в основном из восточных провинций (всего около 300). Никейский собор принял Символ веры, который должны были исповедовать все христиане. Решения Собора означали полную победу ортодоксального правоверия (православия) над ересью, но победу скорее временную, чем окончательную. Провозглашенная на Соборе при поддержке императора истина была до конца ясна далеко не всем и превышала разумение многих членов Собора.

Собор был призван осудить одно из самых опасных ересей – арианство. Поскольку оно распространилось преимущественно на Востоке, и было созвучно индивидуалистичным мистериальным религиям, Собор был созван именно в Никее. «Крайних ариан» на Соборе было немного – всего 17 человек. Значительно больше набралось так называемых «полуариан». В догматическом отношении они держались древней теории субординации – хотя и почитали Сына Божьего Богом, но считали Его божество неравным божеству Отца, а соподчиненным. Эту партию возглавлял известный церковный историк Евсевий Кесарийский; он сам и его последователи находились под сильным влиянием философии Оригена. Партию православных епископов возглавлял александрийский епископ Александр. Она держалась догматического учения о том, что Сын Божий так же совершен, как и Отец.

Отступничество от принятых догм становилось все более актуальным по мере приобретения христианством перевеса над языческой религией. Поэтому уже на Никейском соборе выяснилось, что есть много отступников «не по принуждению, не по причине лишения имущества, без всякой опасности и тому подобных поводов». Поскольку церковных строгостей для борьбы с этим явлением оказалось недостаточно, такое отступничество стало караться государством. Наказания полагались суровые: лишение имущества, права завещать, дарить, свидетельствовать на суде и т.д.

Свод законов данного периода под названием «Прохирон» заявляет, что «удостоившиеся святого крещения и снова обратившиеся к язычеству подлежат или смерти через повешение, сожжение, усечение, или ссылке в каторжные работы, или заточению». Не только государство, но и Церковь усиливает строгости: в то время как Никейский собор требует 12-летнего покаяния, Василий Великий и Григорий Нисский отлучают раскаявшихся преступников до смерти. Это говорит о том, что Первый Вселенский собор в 325 г. н.э. фактически отказал христианам в праве на личное религиозное творчество. Тем не менее, оно продолжалось.

Собрав и возглавив Собор епископов в Никее, Константин, по сути дела, встал над Церковью, которая превратилась в государственную с ведущей ролью императора (так называемый цезарепапизм). С папой римским Константин не считался. 33-м папой после смерти Мильтиада был избран Сильвестр I, который также поддерживал политику Константина и был его послушным орудием.

 



 
PR-CY.ru