1. Становление христианской догматики и Первый Вселенский Собор.

Всю историю европейской культуры принято делить на два основных периода: Средневековье и Новое время. Их принципиальное отличие заключается в том, что Средние века зачастую рассматриваются как промежуток, культурная пауза, после которой происходит взлет, связанный с открытием античных ценностей. Фактически же в период Средних веков шел процесс признания вновь открывшихся христианских ценностей.

Средневековье наступило с крушением Римской империи. Точную дату привести сложно, поскольку здесь важно не единственное событие, которого в этом смысле и не было. Концу Рима предшествовал долгий кризис, который можно рассматривать как переоценку прежних ценностей. На переходе от античности к Средневековью происходит распад ранее единой греко-римской зоны на два обособляющихся региона: восточный и западный. Объединяющими факторами долгое время остаются культурно-государственные традиции Римской империи и, прежде всего, христианская религия, однако каждый регион идет своим путем. Можно рассматривать движение от язычества к христианству по культурной нисходящей, но можно, напротив, – как путь начавшегося духовного прозрения. Так или иначе, но это связано с историей становления христианской Церкви, которая вначале была гонима, а с приобретением статуса государственной религии переходит от обороны к нападению.

Эпохой универсальных гонений на христианство с целью разрушения Церкви считается период от смерти Александра Севера до единодержавия Константина Великого (235–325 гг.). За это время община христиан чахнет и начинает гибнуть, и только благодаря содействию Константина христианам удалось восстановить силы и получить в свои руки заведование святыми местами. С именем императора Юлиана, прозванного христианами «Отступником» (361–363 гг.), связано представление о последней реакции язычества. Человек фанатической убежденности и необычайной энергии, Юлиан боролся за возрождение язычества всеми возможными средствами, сочетая в себе монарха, первосвященника, философа и ритора. Но дело Юлиана было обречено: согласно легенде, император на смертном одре сказал: «Ты победил, Галилеянин!» Однако христианство, победив политически, могло бороться с авторитетом язычества в области философии и высокой литературы лишь одним путем – как можно полнее усваивая нормы и достижения античной классической культуры.

Христианское учение вышло из берегов одной вековой религиозной стихии, чтобы переселиться в другую. Первую (иудейство) оно признало своей колыбелью; вторую (язычество) оно стремилось подчинить себе, вытеснить, заменить собой. Но для этого христианство, прежде всего, должно было отличить себя от всего, чем оно не являлось, а Церковь должна была отделить подлинное апостольское предание от подложного. Подлинность апостольских писаний удостоверялась для нее преданием, восходящим непрерывной цепью к самим апостолам. Догматический вопрос о достоинстве тех или других литературных памятников, таким образом, сводился к подлинности их апостольского происхождения. Отсюда понятно, как важно было для Церкви установить новозаветный канон, и задача сводилась к определению объема признаваемого христианством Божественного Откровения.

 



 
PR-CY.ru