В этом единстве как раз и заключается вся суть вечной Божественной жизни, в которой благой Бог Отец, имея и содержа в Себе начала всего, реализует Себя через рождение Сына (Логоса), творя одновременно и совечный Себе мир. Таким образом, развиваемая Оригеном система вполне обходилась без третьего Лица Троицы – Святого Духа. Поэтому учение о Нем осталось в его богословии совершенно неразработанным, а сам Ориген был отлучен от Церкви, поскольку Церковь не мыслила себя без Святого Духа: если нет посредничества между Отцом и Сыном, то не нужно посредничество и самой Церкви в лице ее клира.

Роль воплощенного Логоса (роль Христа) в системе Оригена сводилась к тому, что Бог не остается безучастным зрителем извечного круговращения существ. Бог Сын не хочет и не может испивать вино небесной радости без нас, без всех, впавших из-за своих ошибок в грех. Его радость не полна, если есть еще грешники и страждущие, если мертвые еще не стали живыми. Поэтому Он никогда не оставляет попыток направить человечество к добру и постоянно посылает в помощь людям избранные души, которые облекаются плотью; это – пророки. Так как эти посредники оказываются недостаточными, Логос в конце концов приходит Сам – соединившись с телом. Он является людям в виде Христа.

Но чудо Боговоплощения требовало объяснений. Ориген считал, что божественная природа не могла быть примешена к телу без посредника. Телесной могла стать лишь душа, способная воспринять Бога. Поэтому сотворивший все Логос избрал из всех душ одну, которая «от начала творения неотделимо и неотлучно приникла к Нему…», – душу Иисуса. Эта «весьма чистая и ясная» душа соединилась с Логосом. В ней и через нее «Божия Сила … погрузилась в человеческую природу, так что произошло соединение двух природ, Божеской и человеческой». Таким образом, Бог Сын не только воплотился, но и вочеловечился, принял не только человеческое тело, но и разумную человеческую душу. Поскольку Христос пришел спасти человека вместе с его душой и волей, Он и должен был воспринять в единстве с Собой всю человеческую природу. Цель Воплощения была двоякой – во-первых, это было откровение Божества человечеству: Своими проповедями, Своим примером, самой силой Своей личности Христос указал заблудшему человечеству путь к спасению. Но вместе с тем Боговоплощение стало искуплением падшего человека. Поэтому оно и завершилось смертью на кресте. «Но кому же дал Христос в искупление Свою душу?» – спрашивает Ориген. И отвечает: «Конечно, не Богу, но только лукавому… Ведь он держал нас, пока не получил за нас плату – душу Иисуса. Но он ошибся в своих расчетах: и, получив, не мог овладеть ею и удержать ее». И таким образом, дьявол, владевший всеми душами людей, лишился всего своего царства. Над людьми же после их грехопадения он царствовал по справедливости.

Усилиями апологетов и догматистов Логос стал трактоваться как единство Бога в трех лицах: Бог Отец (сотворитель мира) Бог Сын (Иисус Христос – искупитель грехов) и Бог Дух Святой. Это единство Бога было выражено понятием Божественной Троицы. Это представление о едином божестве понималось по-разному, что приводило к расколам в Церкви.

Расколы приводили в смятение не только церковные, но и светские власти. Когда император Константин I, после победы над Лицинием (324 г.) овладел Востоком, он, прежде всего, попытался остановить «пустые споры», но это ему не удалось. После нескольких безуспешных попыток примирить враждующие партии, он принял решение созвать для обсуждения троичного догмата Вселенский собор.

 



 
PR-CY.ru