НАРОДЫ МОРЯ - Страница 8

В последние два столетия позднебронзовой эры наблюдается рассеяние шарданцев: некоторые из них селились в других странах, приобретая новое подданство и новых союзников; это объясняет кажущееся противоречие: воины-шарданцы сражаются то на стороне Египта, то против него. Как и в случае с другими народами моря, участь шарданцев в последующую за победой Египта эпоху исследователям неизвестна. Те, кто до того момента поселились в Египте, вероятно, там и оставались до конца бронзовой эры. Однако исследователи предполагают, что в ходе расселения по миру народов моря после их неудачного вторжения в Египет отдельные группы шарданцев сначала осели на Кипре, а затем продолжали двигаться на запад и, возможно, поселились на острове Сардиния. Название острова впервые встречается в источниках IX в. до н.э. и в принципе могло восходить к народу шарданцев позднебронзовой эпохи. Однако данное предположение до настоящего времени остаётся неподтверждённым. Этническая группа эквешей (акайвашей) позднебронзовой эры упоминается в надписи фараона Мернептаха на восточной стене карнакского храма в списке групп, привлечённых ливийцами для нападения на Египет. Название этой группы исследователи встречают также в надписи того же времени на стеле из Атрибиса («эквеши из морских стран») в списке групп (шекелеши, тереши, шарданцы), взятых в плен Мернептахом в ливийской кампании. Они, как полагают исследователи, сформировали самый крупный контингент из всех союзников ливийского вождя Мерея при его неудачном вторжении в Египет. Ни в каких других египетских документах исследователи эквешей не встречают. Исследователи полагают, что наименование «эквеши» («акайваши») является вариантом воспроизведения египтянами греческого слова «ахейцы», которое наряду с данайцы обозначает у Гомера микенских греков, происходящих из материковой Греции, Крита или Кикладских островов бронзовой эры. Исследователи считают весьма вероятным, что это египетское слово связано с этнонимом «аххийява», который исследователи часто встречают в хеттских текстах. Хеттские тексты свидетельствуют о присутствии народа аххийявы в Западной Анатолии с конца XIV в. до конца XIII в. до н.э. (сегодня большинство учёных соотносят этноним «аххийява» с микенскими греками). Если эквеши – всего лишь египетское обозначение термина «аххийява», то этот народ может быть выходцем из ахейских/микенских поселений на южном и западном побережье Анатолии и прилегающих к нему островах. Название луккийцы принадлежит жителям Западной Анатолии, носителям лувийского языка; это название засвидетельствовано в ряде письменных источников позднебронзовой эры. Чаще всего луккийцы упоминаются в хеттских текстах и лишь изредка – в египетских надписях. Исследователи полагают, что в отличие от многих других анатолийских народов позднебронзовой эры луккийцы не имели явно выраженной политической организации. Исследователям ничего не известно ни о луккийских царях, ни об их государстве, ни о вассальных договорах между луккийцами и хеттским царём. Иными словами, термин «Лукка» употреблялся по отношению не к государству с чётко определённой политической организацией, а, скорее, к конгломерату независимых общин, этнически близких и проживающих внутри определённой географической области.

 



 
PR-CY.ru