КУЩЕЙ ПРАЗДНИК - Страница 3

Точная дата не обозначена. В тексте есть только указание: «Праздник Кущей совершай у себя семь дней, когда уберёшь с гумна твоего и из точила твоего» (Втор. 16:13). По сравнению с текстами книги «Исход» отмечается необходимость первичной переработки плодов урожая до начала праздника. Добавлено также указание о семидневной длительности праздника. Другие отличия от календарей книги «Исход» связаны с характером книги «Второзаконие». Предписание совершать праздник Кущей только «на месте, которое изберёт Господь» (Втор. 16:15), т.е. в центральном святилище (скорее всего, в Иерусалиме), отражает идеологию культово-политической централизации, характерную для девтерономической школы (см. ст. Исторические книги). Призыв привлекать к праздничному веселью социально не защищённые группы населения (Втор. 16:14), да и вообще оказывать им материальную помощь, – характерная особенность книги «Второзаконие» (ср.: Втор. 12:12; 26:12). Жреческие праздничные календари (Лев. 23; Числ. 28–29), согласно ряду исследований, представляют собой попытку объединения двух календарных систем. С одной стороны, это нежреческие праздничные календари, включающие три праздника с паломничеством в региональное (центральное) святилище. С другой стороны, это календарная традиция, отражённая в Иез. 45:18–25; в ней год подразделяется на две примерно равные части, которые открываются ритуалами и праздниками первого и соответственно седьмого месяцев: «В первом (месяце), в первый (день) месяца, возьми из стада волов тельца без порока, и очисти святилище. Священник пусть возьмёт крови от этой жертвы за грех и покропит ею на вереи храма и на четыре угла площадки у жертвенника и на вереи ворот внутреннего двора. То же сделай и в седьмой месяц, в первый (день) месяца (в синодальном переводе – «в седьмой (день) месяца»: это чтение соответствует масоретскому древнееврейскому тексту, чтение же «в седьмой месяц, в первый (день) месяца» реконструируют на основании перевода в Септуагинте) за согрешающих умышленно и по простоте, и так очищайте храм. В первом (месяце), в четырнадцатый день месяца, должна быть у вас Пасха, праздник семидневный, когда должно есть опресноки. В этот день князь за себя и за весь народ земли принесёт тельца в жертву за грех (далее перечисляются прочие жертвоприношения праздника)... В седьмом (месяце), в пятнадцатый день месяца, в праздник, в течение семи дней он должен приносить то же: такую же жертву за грех, такое же всесожжение, и столько же хлебного приношения и столько же елея» (Иез. 45:18–22, 25).

 



 
PR-CY.ru